Реклама

Na pervuyu stranicu
Cabinet professoraCabinet Professora
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

М.А. Штейнман

ХОББИТ, ИЛИ ТУДА И ОБРАТНО *

"ХОББИТ, ИЛИ ТУДА И ОБРАТНО" ("The hobbit, or There and back again") - повесть Д. Р. Р.Толкиена. Опубликована в 1937 г. Принято считать, что ее сюжет вырос из устной сказки, адресованной детям писателя. Сам автор, однако, любил рассказывать как во время проверки студенческих работ ему попался чистый лист, на котором профессор неожиданно вывел: "Жил-был в норе под землей хоббит". Так на свет появился персонаж, которому было суждено определить фабулу повести с тем же названием, а затем и всей трилогии "Властелин Колец". Между ними действительно существует много общего: действующие лица, сюжетные повороты, наконец, единое художественное пространство, в границах которого и развивается действие - Средиземье. И все же, нельзя одно произведение расценивать как прямое продолжение другого.

В отличие от трилогии, жанр "Хоббита" - литературная волшебная сказка, построенная на знакомых фольклорных схемах: существует "своя" земля, где располагается родной дома героя, и "чужая", куда он держит путь. В рамках последней выделяются черный лес (он так и назван в повести), река (как граница И связь между ними), гора и подземное царство (у Толкиена они совмещаются - вспомнить хотя бы блуждания Бильбо в пещерах Туманных Гор или проникновение внутрь Одинокой Горы через тайный ход. прорубленный в камне).

Основная сюжетная линия представляет собой сочетание двух основных мотивов квеста (опасной экспедиции) - убийство дракона и добывание клада, причем хоббит оказывается прямо или косвенно причастным к каждому из них. Там, где Бильбо невозможно выполнить свою функцию самому, его задачу выполняет заместитель. Например, хоббит обнаруживает слабое место дракона, но пользуется этими сведениями Бэрд-лучник.

Характерно, что основные локусы на пути следования Бильбо и компании гномов во главе с Торином - долина эльфов Последний Домашний Приют, пещеры туманных гор, где происходит схватка с гоблинами (орками), волшебные чертоги короля лесных эльфов - повторяют в общих чертах сюжетные элементы "Властелина Колец". Даже финальная Битва Пяти Воинств происходит на склонах Одинокой Горы (которой соответствует Гора Рока в Мордоре). Возглас Бильбо "Орлы летят!" повторяется и в трилогии примерно в такой же критический момент.

"Хоббит" прочитывается поначалу именно как забавная сказка для детей, хотя на самом деле он адресован именно широкой аудитории. Автору удалось одновременно создать атмосферу волшебной сказки и пропустить ее через призму сознания человека XX века, где немалое место занимает ироническое переосмысление традиций прошлого. Ярким примером может служить повествование о том, как один из воинственных предков мирного хоббита снес своей палицей голову предводителю гоблинов. Она "пролетела сто метров по воздуху и угодила прямо в кроличью нору; таким образом, была выиграна битва и изобретена игра в гольф", - подводит итог рассказчик.

Вместе с тем "Хоббит" гораздо ближе к "большой литературе", чем к обычной волшебной сказке. Буквально с первых строк повести читатель узнает о некой двойственности натуры хоббита - о его тяге к спокойной размеренной жизни, с одной стороны, и о стремлении к авантюрам, с другой. Данные тенденции будут противоборствовать в его характере на протяжении всего повествования. Но не они одни залог изменений в характере Бильбо. Перед нами происходит развитие образа героя под воздействием обстоятельств, высвобождающих скрытые возможности в его душе. Недаром маг Гэндальф, рекомендуя Бильбо в спутники гномам, говорит: "он далеко не так прост, как вы думаете, и совсем не так прост, как думает сам". Иначе говоря, путь хоббита к Одинокой Горе представляет собой не что иное, как путь познания самого себя. Если первоначально Бильбо лишь объект насмешек гномов, называющих его пузаном и бакалейщиком, то потом он делает все возможное, чтобы заслужить репутацию настоящего Взломщика, демонстрируя удивляющую его самого отвагу и сообразительность. Однако есть в его образе и другие черты, выводящие Бильбо за рамки типа удачливого авантюриста, - это, прежде всего, милосердие и мудрость.

Так, он щадит несчастное озлобленное существо - Голлума, хотя тот угрожал хоббиту смертью, а после победы над драконом готов не только отдать свою долю сокровищ, но и подвергнуть опасности жизнь, чтобы предотвратить битву людей и эльфов с гномами, которых обуяла алчность. Можно сказать, что именно благодаря бескорыстию Бильбо снимается проклятие с драконова золота. Данный поступок можно расценить и иначе: абсолютно "несказочный" Бильбо Беггинс (фамилия дается в переводе Н.Рахмановой) обладает теми достоинствами, которых лишены более могучие "сказочные" обитатели Средиземья.

В образе хоббита парадоксальным образом торжествует реальная человеческая мораль (в финале Торин говорит: "Если бы наш брат побольше ценил вкусную пищу, застолье и песни и поменьше золото, то в мире было бы куда веселее"). Бильбо Беггинс в "Хоббите", как и Фродо Торбинс (фамилия дана в переводе В.С.Муравьева) во "Властелине Колец", воплощает в себе лучшие душевные качества, которые присуши обычному человеку.


Лит.: Carpenter H. Y. Tolkien: Autobiography. Boston, 1977; Kocher P.H. Master of Middle-Eanh. Boston, 1977; Myth, allegory and gospel: An interpr. of J.R.R.Tolkien, Minneapolis, 1974; Tolkien and the critics. L.,1968; Tolkien: New critical perspectives. Lexington, 1981.


*Штейнман М.А. Хоббит, или туда и обратно // Энциклопедия литературных произведений [Сост. и науч. Ред С.В. Стахорский], "Вагриус", М., 1998, с.530-531

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy
Хранитель: Oumnique