Андрей Семенов
Спор о "Трудно быть богом" - 8Возражения Митрилиан Здесь и далее нумерация, по возможности, соответствует абзацам. 1. В тексте нет ни прямых, ни косвенных утверждений наличия в Арканаре "тяжелого экономического кризиса". Наоборот, с точки зрения "несчастных арканарцев" положение весьма благополучно: "Добротные каменные дома на главных улицах, приветливый фонарик над входом в таверну, благодушные, сытые лавочники пьют пиво за чистыми столами и рассуждают о том, что мир совсем не плох, цены на хлеб падают, цены на латы растут". О влиянии золота Прогрессоров на экономику Арканара полностью разделяю аргументы Вальрасиана, а фраза Антона "а золото теряет цену, потому что опаздывает" относится к экономической дестабилизации так же, как "золотая рота" к желтому металлу. Тем более, это единственная фраза в тексте о падении цены золота. Вообще, повесть крайне скудна описаниями экономики Арканара, из чего можно сделать вывод: золото Прогрессоров не влияет на экономическую обстановку в Арканаре, экономического кризиса нет, экономическая обстановка в Арканаре соответствует нормальной для описываемых условий. В противном случае, Стругацкие обязательно обыграли бы эту тему. 2. В тексте нет ни прямых, ни косвенных упоминаний о том, что "ситуация в стране необычна и неестественна, даже принимая во внимание феодальный строй (средневековье, то есть) с его тенденциями к религиозным истериям" Напротив, социально-политическая обстановка в Арканаре во время описываемых событий с точки зрения "несчастных арканарцев" стабильна и благополучна - "заговоры раскрываются вовремя, колдунов и подозрительных книгочеев сажают на кол, король по обыкновению велик и светел, а дон Рэба безгранично умен и всегда начеку. "Да, братья, это вам не смутное время! Прочность престола, благосостояние, незыблемое спокойствие и справедливость." "Эх, братья, жизнь-то какая пошла чудесная!". Что касается религиозной истерии, то, скорее, наоборот, отношение к религии весьма либеральное: "Какое это было развлечение для благородных донов - пристроиться к одиноко бредущему монаху и рассказывать друг другу через его голову пикантные истории. А я ... радовался, что Империя не поражена хоть религиозным фанатизмом...другого всадника, который старался достать копьем искусно вырезанную деревянную фигурку веселого чертика... ..слышался стук молотков и треск дерева... с крыш и со стен сбивали языческие изображения." 3. " И диктатура ... налицо - штурмовики". В данном утверждении спутаны поводы, причины и следствия, так как деятельность штурмовиков явилась поводом к агрессии Святого Ордена, и как следствие - диктатуре. Причины же агрессии, даже религиозной, следует искать в экономике. 4. Что же касается причин и следствий психоза Антона, то здесь только "Трудно быть богом" нельзя ограничиться. Для Антона, Прогрессоров и всех людей коммунистического общества, описанного Стругацкими, человеческая жизнь является одной из главных, а может, и главной ценностью, а любой человек - "объективный носитель разума", то есть убийство человека - вещь для них невозможная. Подтверждение данной мысли содержится практически в каждой книге цикла о мире Полдня, например: "Попытка к бегству", "Обитаемый Остров", "Далекая Радуга", "Парень из преисподней ". Так что, сорвавшись после смерти Киры и покрошив полгорода, Антон, естественно, впал в депрессию, ведь он совершил самое страшное, что мог совершить - убийство людей. Возражения Хоббиту. 1. "..но их ему по-настоящему не жалко".... То, с какой любовью, сочувствием, состраданием описаны Стругацкими от имени Антона Кира, Будах, Пампа, Уно, все безвестные книгочеи, не позволяет сделать такой вывод. Более того, Для Антона эти люди - Люди его Мира. И не было у него противоречия между обществом и личностью. "а прочих арканарцев ему не жалко совсем". Более того, некоторых он конкретно ненавидит и презирает, но опять, именно как Личности, а не абстрактное "население". И не Прогрессоры, а сами арканарцы, такие как Багир, Будах, Цурен, будут помогать им выйти из состояния злобного, воинствующего невежества , погибая от рук тех, кому они стремятся помочь, а не выкраивать по своему образу и подобию. 2. "безупречный коммунар Антон незаметно для себя превращается в... человечного человека Румату." Скорее, наоборот, Румата - "благородный хам", и все, что есть человечного и благородного в Румате - это от коммунара Антона. Так что, Антон (именно Антон, а не Румата) испытывает все нормальные человеческие чувства - любовь, ненависть, презрение, уважение, стыд... Что же касается остальных мыслей, то, в целом, поддерживаю Ваше мнение. Возражения Неизвестному. 1. Мне кажется, что связь появления штурмовиков с усилением "чертовщины" весьма слабая. Основной задачей "серых" была борьба с ростом культуры в лице книгочеев, ученых, просто грамотных и способных на сомнения, а обвинения в колдовстве - стандартный прием. Кроме того, сам способ получения доказательств связи с дьяволом - "показал под пытками" - неубедителен. Единственный случай подтверждения влияния Высших Сил (дьявола или Бога) - это золото Руматы, но дон Рэба не может и не хочет однозначно утверждать, что Румата - посланец дьявола, так как, похоже, сам не слишком религиозен. Да и не стремились власти увеличить охрану на основании легенд и мифов. Думаю, если бы не эти легенды, они бы сами их создали, а, может быть, обошлись бы и без них, создав другой повод для резни. Прав Вальрасиан, считая все происходящее результатом работы агентов Ордена. 2. Насчет гибели Киры.
Как поведет себя влюбленный человек, если его любимая, которая ему дороже своей жизни и даже интересов общества, тяжело ранена двумя стрелами? Кинется спасать ее, попытается что-нибудь сделать, или вытащит мечи и станет ждать, пока сломают дверь, а потом начнет рубить всех? Так что, увы, смерть Киры - не глюк. Вообще, "happy end" не свойственен творчеству Стругацких, а о счастливом завершении истории иногда можно узнать из других произведений, но чаще авторы оставляют свободную концовку, предоставляя читателям право на надежду. |
Высказать свое мнение и обсудить статью вы можете на специальном форуме |
Новости |
Кабинет |
Каминный зал |
Эсгарот |
Палантир |
Онтомолвище |
Архивы |
Пончик |
Подшивка |
Форум |
Гостевая книга |
Карта сайта |
Кто есть кто |
Поиск |
Одинокая Башня |
Кольцо |
In Memoriam
|
|
Отзывы Архивов | Хранители Архивов |