Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Ольга МАРИНИЧЕВА
"Комсомольская правда" от 18 декабря 1992 года.
Рубрика "Другая жизнь".

Никогда не поздно стать руководящим гномом.

 

Пять лет назад они были романтиками. С ярко выраженным коммунистическим "уклоном". В столе осталась стопка их писем. Леша Нечаев, двадцатилетний руководитель московского ребячьего отряда "Рассвет", писал мне: "Ты знаешь, отчаяние охватывает, когда понимаешь, что мы можем не успеть. Уж больно быстро поднимаются опять фашисты. Слишком многие хотят тупо или эстетски развлекаться. Усиливаются позиции нэпмачей и государственных коммерсантов. А все это, вместе взятое, работает на усиление мелкобуржуазной психологии. Очень тревожно..."

Сейчас Леша Нечаев - сам коммерсант. Довольно удачливый. Переболел ошибками юности?

... Пять лет спустя они так и остались романтиками.

В помещении их торговой фирмы "Флинт" - рапиры и мечи у столов и портрет Че Гевары по-прежнему на стене. А за дверью - комната с рыцарской символикой, витражами и геральдикой. Здесь пребывает Город Мастеров. В том же подвале, где пять лет назад был ребячий клуб "Рассвет" со шхунами, парусниками и барабанами. Тогда, как они считали, они растили комиссаров, революционеров на идеях и книгах детского писателя Крапивина.

Теперь здешние обитатели называют себя просто мастерами. Мастерами Игры. А коммерция существует для того, чтобы эти игры и этих мастеров финансировать, а также бескорыстно помогать другим детским клубам. Ну и чтобы самим твердо стоять на ногах.

- Коммунизм как философия для меня больше не существует, - признал Нечаев. - И с Анпиловым на митинги я не хожу. Но как часть культуры - со своими образами, песнями, чувствами - он во мне остался. Это как Робин Гуд, в которого я играл все детство. Куда я денусь от Робин Гуда?

... Как-то собрались с молодыми представителями Российской сырьевой биржи за общим застольем, и вдруг все неожиданно и дружно затянули: "Сотня юных бойцов из буденновских войск на разведку в поля поскакала". А в Лешкиной фирме почти все сотрудники - бывшие штабисты, пионерские и комсомольские активисты.

Что ж, известно, что комсомольские функционеры легко и успешно вписались в коммерческие структуры. Но Лешка и его друзья никогда функционерами не были. Скорее уж являли собой своеобразный педагогический андерграунд, хоть и с "красными" идеями.

И сейчас они по-прежнему ведут сдвоенную жизнь: деловую, коммерческую и - волшебную, сказочную. Казалось бы, несовместимо. Но, может, именно этот разрыв и помогает сохранить цельность внутреннего мира посреди обломков мира внешнего?

Родословную своих ролевых игр они ведут от известного психиатра Морено. Работая в клинике для душевнобольных, он однажды нанял для одного богатого больного, считавшего себя королем, профессиональных актеров. И те стали всерьез играть с ним в королевскую жизнь прежних веков. Не по заученным ролям, а импровизируя на ходу. Изредка вводя в нее понятия и явления жизни современной: "Ваше Величество, Вас к телефону". Метод оказался эффективным: "короля" постепенно вывели в реальность. Утверждают, что сами актеры так вошли во вкус "игры в жизнь", что вскоре неподалеку от клиники появился игровой полигон: крохотный средневековый городок с древними постройками, старой мельницей, турнирами. К нему потянулись не только больные, но и здоровые люди: несколько месяцев в году работали на то, чтобы потом жить в этом городе.

Вот что-то вроде такой второй игровой реальности создают и здесь, в Городе Мастеров. Один из мастеров, молодой педагог Дима Нежданов, заметил: "Мне теперь в обычном театре кажется даже странным, что люди по заученному тексту работают".

Играли в Древний Рим, Древнюю Грецию, Средневековье, в революции. Теперь - вот уже почти два года - играют в Толкиена. Организуют в разных городах хоббитские игры. Хоббиты - это такой славный народец, придуманный в нашем веке выдающимся английским писателем и филологом Джоном Рональдом Толкиеном.

Удивительно, но волшебный мир Средиземья, сочиненный писателем, оказался настолько притягательным для молодежи в наше несказочное время, что в Америке, Европе, а теперь и у нас родилось мощное толкиенское движение. В Америке еще в 60-е годы хиппи объявили книги Толкиена своей новой Библией, а переходы метро покрылись надписями с именами его героев: "Фродо, мы с тобой!", "Гэндальф, не уходи!"

В Городе Мастеров - около двухсот адресов толкиенских клубов и обществ по всей стране, откуда приходят заявки на участие в хоббитских играх.

... Ярко освещенный домик в густой темноте Нескучного сада. Из темноты выныривают фигурки - юноши бережно склоняются, целуя руки входящим девушкам. А те, усевшись в кресла, берут в руки гитары и по очереди поют протяжные, красивые песни - о древнем золоте, о черном коне, седой волне... Часть ребят в соседнем помещении готовится к следующей игре, их руководитель Саша только что приехал из Казани, с оргкомитета: "Значит, так. Эльфийские места все уже заняты. Мы должны заинтересовать оргкомитет чем- то необычным, чтобы нас включили в игру. Оргкомитет состоит из гномов. Я предлагаю организовать почту в Средиземье..." С хохотом и шутками придумывают, как ее организовать. Весело выслушивают условия игры. ... Детские забавы? Что-то взамен канувшей в Лету "Зарницы"? "Я - жуткий толкиенист, - сообщил о себе семиклассник Василий, он же - Йантадил. - И отец у меня толкиенист, и наша учительница литературы - тоже толкиенистка. А знаете, - добавил он, понизив голос, - по-моему, все это реально существует - то, о чем в его книгах сказано".

Очень важна, по-моему, сама потребность ребят и взрослых обрести через Толкиена осмысленный, прочный, одухотворенный мир. На фоне современной фантастики, напичканной техникой, электроникой, космическими войнами и суперменами, Толкиен с друзьями - тоже филологами и писателями, членами их кружка в Оксфорде - предложил совсем другой путь: к земле, в древность, в глубину мифов и сказок, валлийских легенд, ирландских и исландских саг, скандинавской мифологии и древнегерманского эпоса. Его герои живут в потоке тысячелетий, идущих чередой с сотворения мира, а не на хрупкой скорлупке сегодняшнего и завтрашнего дня, отрезавшего сознание современного человека от его истоков.

Не потому ли и стала молодежь так истово играть сейчас в Толкиена именно здесь, у нас, в России, что слишком невыносим для человека разрушенный мир, а собрать, склеить, "смоделировать" его возможно пока только в игре.

Среди поклонников Толкиена очень много молодых программистов, - очевидно, именно потому, что речь идет о моделировании, но - живой реальности, а не просто компьютерной. Кроме фэнов, любителей фантастики, хоббитские игры собирают и бывших хиппи, и осколки некогда мощного коммунарского движения. Ребят с тягой к общинному строю жизни. На играх они строят настоящие крепости, роют рвы, одеваются в кольчуги и шлемы. Они строят по Толкиену свой, "правильный", как они выразились, мир. Потому что в нем, в отличие от обыденности, очень жестко разделены добро и зло, светлые и темные силы. И между ними - яростная борьба, а не серое сосуществование. И хотя зловещая черная тень Мордора - крепости Черного Властелина - все гуще разрастается над Средиземьем, жива память о том давнем времени, когда в мире еще не воцарилось зло. Жизнь, по Толкиену, далека от благодушия сказок со счастливым концом. Наоборот, тьма, мрак, зловещий ужас сильны и могущественны. "Наш нынешний мир суров и опасен, некоторые свободные земли затемнены, а любовь часто оборачивается печалью - но становится от этого еще прекрасней", - объясняют эльфы хоббитам. А повелительница эльфов Галадриэль добавляет: "Мы переправились через горы еще до того, как пали первые западные твердыни, и с тех пор обреченно, без надежды на победу, однако не отступая, сдерживаем Зло". В этом - главная тональность Толкиена: "обреченно - но не отступая". Мне кажется, именно эта позиция созвучна и спасительна сейчас для молодых людей, остро чувствующих, как сгущается мгла над Россией. В противовес абсурду современной жизни и искусства мир Толкиена полон смысла - именно в христианском, высоком значении, утраченном нашим веком не только у нас, но и на Западе.

Игры ведь тоже бывают разные. На днях по телевидению прошел сюжет, как группа ребят 20-25 лет, в точности воспроизведя одежду, быт, оружие фашистов, поселилась в Гатчинском районе в лесу лагерем. Они тоже "вжились в образ": бывший Слава считал теперь себя исключительно Карлом, как и все остальные, переменившие имена. Жители соседней деревни в ужасе прятались от возродившихся оккупантов. Да и в самой эпохе нашей есть что-то нестерпимо театральное, бутафорское - в новоиспеченных казаках, патриотах, энтузиастах Белого движения, политиках всех мастей... Нет, лучше уж играть в Толкиена. Так - честнее. Чистота жанра соблюдается.

Для Леши Нечаева и его друзей игра как образ жизни стала альтернативой и прежней, кондово-коммунистической идеологии, но и - нынешним, бюргерским идеалом(1) новой эпохи. Вернее, поиском такой альтернативы. Толкиен сменил для них революционных героев органично, без резкого разрыва и сжигания портретов прежних кумиров. Миша Кожарин(2) , соратник Нечаева, по-прежнему убежден, что они и в игре продолжают "строить общество будущего" - просто уточнили за эти годы общий замысел.

И вот они вкладывают деньги совершенно непрактично - в строительство сказочных, волшебных миров, эти странные "коммерсанты" в кольчугах и с рапирами в руках. Есть у Лешки мечта: накопить такой капитал, чтобы можно было купить кусок земли у моря и построить там настоящий рыцарский замок со рвами, укреплениями, зубчатыми башнями. Вот тогда это будет настоящая игра! "Ну не дачи же себе в Крыму строить!" - фыркнул он пренебрежительно.


От наборщика: так в газете, - по-видимому, опечатка.
От наборщика: так в газете.
Еще от наборщика: Похоже, статья была в оригинале чуть длиннее, в некоторых местах прямо-таки просятся дополнительные слова, периоды и абзацы. Но, кроме автора, вряд ли их кто знает... :-)

А вообще - благое время начала развития Движения, когда можно было смешивать толкиенизм и РИ, и даже разные клубы, не боясь быть обвиненным в неврубании в ситуацию в тусовке!..

Счастливо всем!
Андрей ЛЯНДЗБЕРГ / Дэл, Петропавловск-Камчатский.

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов