Бьенпенсанта Злоязычная,
прозванная также Добронравной
"Роберт, смотри чего с лошадью сделали!"
или
"Евреи, не жалейте заварки!"
Расскажу для начала случай из жизни одного рекламного агентства:
некое кафе заказало, так сказать, имидж. Целиком - от названия до
дизайна. Дано: открытая летняя забегаловка на берегу Днепра с
декоративными "развалинами" и немерено денег (хозяева клялись,
что немерено"). Из предложенных на выбор трех вариантов -
античность, средневековье, пираты - было выбрано средневековье,
и рекламщики с энтузиазмом взялись за дело. Были придуманы "грубые"
столы с льняными скатертями, глиняные тарелки, миски и кувшины,
кованые светильники, в которых по ночам должно было гореть настоящее
пламя, название "Камелот" и соответствующий антураж: каменюка, из
которой торчит рукоять меча, другой меч, лежащий на дне искусственного
"озера", знамена с львами, башнями и конями, которые должны быть видны
с трассы, щиты вдоль "декоративной" стены, "шатры" для крытых мест и
"гербовые" котты для официантов; были найдены субподрядчики на всю
эту радость. Самые догадливые читатели уже знают, как все это было
воплощено в жизнь: в решающий момент хозяев ресторации задавила жаба,
и вместо кованых светильников появились электрические, из магазина
сувениров, вместо деревянных тесовых столов и лавок - пластиковые,
вместо некрашеной глиняной посуды - обычная фаянсовая, а вместо меча
в камне - скульптура "писающий мальчик".
Вот эта совершенно правдивая история вспомнилась мне сразу же, на
первых минутах просмотра фильма "Рыцарский роман".
Мне, сразу скажу, начхать на историческую достоверность. В том же
самом "Гладиаторе" меня раздражало отнюдь не то, как неправильно
сделаны доспехи и оружие, как по-дурацки Макс построил свои войска
и все такое. Меня больше всех исторических ляпов этого фильма раздражал
его глубокий внутренний заряд пессимизма, рядом с которым "республиканец
Марк Аврелий" - ерунда. Меня раздражало то любование, с которым показан
кровавый гладиаторский шоу-бизнес. Раздражало то, что Ридли Скотт снял
фильм, похоже, нарочно чтобы разбудить в нынешней толпе те же чувства,
которые владели толпой, заполнявшей скамьи Колизея. А как сделаны всякие
там лорики-ёрики - это, по-моему, уже второй вопрос.
Поэтому, говоря о фильме "Рыцарский роман", я оставлю в стороне все то,
от чего плюются почитатели историзма в кино. Я не подсчитывала, сколько
раз один и тот же "печенег" падал с коня и не обратила внимания на то,
что площадка, на которую взобрался по кнуту Иншаков, была сварной.
Заранее зная, что партачек будет масса, я относилась к ним как к
неизбежному злу. В СССР практически не снималось "средневековых"
фильмов без партачек. Были совершенно очаровательные сказки вроде
"Города Мастеров", "Мио, мой Мио" и "Сказки странствий", были довольно
приятные фильмы по русской древности - "Легенда о Княгине Ольге",
"Андрей Рублев"... Один раз я видела неописуемо замечательный грузинский
фильм "В поисках потерянного сокровища" - до сих пор мечтаю посмотреть
его еще раз. Но вот когда дело доходит до Западного средневековья -
какой-то затык. То ли разность менталитетов тому виной, то ли что еще -
но и рыцари какие-то нерыцарственные, и дамы какие-то не куртуазные, и
сами века очень какие-то не средние.
И, тем не менее, несмотря на все киксы, в большинстве фильмов было что-то,
за что эти киксы можно было простить. Любимые народом "Белое солнце пустыни"
и "Свой среди чужих, чужой среди своих" насквозь "дырявы" с исторической
точки зрения. Еще "дырявей" "Неуловимые мстители", а "Новые приключения
Неуловимых" и "Корона Российской Империи" полны вдобавок и обычных проколов
(как вам, например, бросок Москва-Одесса на дрезинах? А явно фанерная
Эйфелева башня?). Которые зритель, даже замечая, с огромным удовольствием
прощает, потому что... потому что драйв. Потому что "великолепная четверка",
и Буба, и "Гриня, ку-ку!" и "Господа, это символично".
И весь "Рыцарский роман" я напряженно ждала, когда же в нем появится вот
это вот что-то, характерное только для нашего кино, за что можно будет
просить фильму Бригитту в мужской нижней рубахе с воротом нараспашку и
феминистскими ухватками, совершенно невозможными в Средние Века... А его
не было. Весь фильм какой-то полудохлый, несмотря на "оживляж" - всю эту
беготню, рубку, шуточки-прибауточки... Ну ладно, Иншаков играть не умеет -
от него это вроде бы и не требовалось; но сценарий (Сергей Сергеев при
участии Алексея Сидорова) такой паршивый, что даже умеющим играть актерам
с ним сделать ничего невозможно. Знающие люди сказали, это оттого, что
сценарий писался "в последний момент" когда вдруг решили из разрозненных
отрывков, вошедших в "Крестоносца", сделать отдельный фильм. Ну хорошо, а
зачем было его делать?
Вот это вот и есть мой главный вопрос. Зачем вообще снимаются исторические
фильмы, зачем вообще их смотрят? Исчерпывающий ответ на это, как мне
кажется, содержится в песнях Владим Семеныча Высоцкого из все тех же
"Стрел Робин Гуда" (для этого фильма они написаны, а использованы в
"Айвенго" - тоже неплохой фильм. - КК). Цитировать не буду, ибо три
песни подряд целиком цитировать бессмысленно.
В сущности, все "исторические" фильмы снимаются не ради того, чтобы
учить людей истории. Не орал Уоллес на эшафоте "Freeeeeedooooom!" -
и Аллах с ним, суть-то передана верно: умел человек свободу любить.
Нам нравятся исторические фильмы, потому что мы хотим увидеть
человеческие чувства в их обнаженной простоте, "чистые цвета без
изменчивой свиты оттенков". Если любовь - то до самозабвения, если
ненависть - то в кровь, если дружба - то до смерти. Тогда люди чувствовали
проще и сильнее - миф это или нет, но нам хочется так думать. И нам хочется
это видеть и это ощутить, глядя в экран.
Однако сейчас и в кино, и в литературе наблюдается, похоже, обратная
тенденция. Авторы стремятся показать, что тогда было в принципе то же
самое, что и сейчас. И люди были в принципе такие же. Да, но фишка в
том, что про "таких же" смотреть неинтересно. Если у Иншакова крестоносцы
выражаются как дембеля и травят те же самые анекдоты ("Роберт, смотри,
чего с лошадью сделали!"), то в чем собственно, смысл фильма о
крестоносцах? Почему бы не снять фильм о дембелях? И, кстати, сняли,
и пользуется он куда бОльшим успехом. Если византийский кесарь в принципе
ведет себя так же, как какой-нибудь "новый русский", вознамерившийся
соблазнить любовницу партнера, то какой смысл обряжать его в тунику
византийского кесаря - фильмов про новых русских уже столько, что
можно есть их не только ртом... Вообще, от "Рыцарского романа"
почему-то разит "новым русским" кино. Так и кажется, что у палача
сейчас запиликает мобила в кармане. Дело, повторюсь, не в том, как
герои одеты и одоспешены, дело в том, как они себя ведут. "Брат-2"
во многом "средневековей": Данила там ведет себя ни дать ни взять
как персонаж исландской саги. В нем куда больше от "благородного
варвара", чем в Роберте Парижском. И, кстати, именно в этом (ИМХО,
конечно) и заключается чумовой успех обоих "Братьев": Данила и есть
тот самый "другой" персонаж, которого так вожделел наш зритель. Он
ведет себя иначе, в соответствии с личным кодексом чести, который
резко отличается как от "морального кодекса строителя капитализма",
так и от гуманистических воззрений. Данила не обременяет себя
рефлексиями в духе "тварь я дрожащая или право имею" или "стоит
ли счастье мира слезинки одного ребенка?", он просто стреляет в
тех, кто хотел бы видеть его тварью дрожащей и щадит негодяя ради
того, чтобы не плакал его ребенок. И даже в его преданности брату
куда больше от вассала, чем от родственника.
Но вернемся к нашим рыцарским романам. Попробуем понять, почему же
так усердно нагнетаемый драйв не появляется; почему весь фильм меня
заводят, а я не завожусь.
Primo, имеет место быть несоответствие рекламы и предлагаемого
продукта. Что говорят анонсы? "Одиннадцатый век, кровь и ярость
Крестовых Походов" - идите вы, где там та кровь и где там та ярость.
Совершено на заднем плане остался вопрос, зачем вся эта братия
прется в Палестину. Такое впечатление, что прется лишь для того,
чтобы Бригитта нашла приключений на все четыре своих полушария. И
вообще Бригитта является единственной причиной непримиримых противоречий
между византийцами и крестоносцами. Других не было. Нечего было делать
Алексею Комнину кроме как расстраивать брак своей дочери с кобелем-кесарем.
Ну просто нет у него других забот. Повторяю, мне все равно, насколько
правильно Комнин был одет, и как показан интерьер его дворца - но если
мне пишут на коробке кассеты "дьявольская интрига", так я хочу, черт
возьми, увидеть дьявольскую интригу. То, что в 1202-м Филипп Швабский,
Энрико Дандоло и Бонифаций Монферратский на троих сообразили - это, я
понимаю, была интрига. А то, что показали в фильме - не позорьте имя
дьявола, он бы придумал лучше.
Secundo, "Рыцарский роман" явно делался как "зрелищное кино без претензий
на интеллектуальность". Дескать, зачем пригружать зрителя глобальными
проблемами типа конфликта долга и чувства или там чести персональной и
"чести мундира" - зритель хочет развлечения, он хочет красивых драк и
красивых женщин - это и будет предоставлено ему в изобилии.
Вроде бы за десять лет существования "нового русского кино" Иншаков
должен был понять, что такого рода фильмы в нашей стране проваливались
неизменно. Самые успешные хиты - "Гусарская баллада", "Белое солнце
пустыни", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Баллада о доблестном
рыцаре Айвенго", "Экипаж", "Место встречи изменить нельзя" и даже
"Пираты ХХ века" - сняты отнюдь не без претензий на интеллектуальность.
Жанр "бац-хряс, ты мне в ухо, я те в глаз" в гонконгском варианте имел
успех только пока работал эффект новизны. И опять же играет роль разность
культур: то, что мы готовы спокойно смотреть в исполнении китайцев, мы
(и все остальные) не готовы смотреть больше ни в чьем исполнении. Каждому
свое. Китайцам - филигранный балет кино-драки, американцам - незамысловатый
юмор и простая здоровая мораль "крепких орешков", французам - комедия
положений и шуточки на грани фола, нам - хорошая литературная основа и
игра на полутонах, на мелочах и деталях. "Зрелищное кино без претензий"
мы не умеем снимать: для этого нужны в первую очередь большие бабки, а
здесь Голливуд не заплюет никто. Тут вспоминается анекдот о Рабиновиче,
у которого был лучший в местечке чай, секрет коего никто не мог открыть.
Уже на смертном одре Рабинович, донимаемый родичами и знакомыми, из
последних сил прошептал страшную тайну: "Евреи! Не жалейте заварки!"
Чтобы снимать зрелищное кино, нужно много хрустящей зеленой "заварки",
нужно просто-таки огромное ее количество. "Гладиатора" хочется смотреть
уже хотя бы потому что фильм снят "по-богатому". Впечатляющие массовки,
красочные костюмы, убийственные спецэффекты. Вот если бы Иншаков смог
изобразить стотысячный крестоносный лагерь, три железных потока, тучи
пыли, от тысяч и тысяч лошадиных копыт, запыленные до серого плащи с
нашитыми крестами, яркие знамена графов и рыцарей, множество языков и
говоров, сливающихся в неясный хор; где-то грубую ругань, где-то -
церковный гимн, где-то - песню жонглера, развлекающего солдат
незамысловатыми куплетами под тамбурин... Если бы он потряс зрителя
многолюдием и огромностью Константинополя, роскошью императорского двора...
Если бы драки были действительно кровавыми... Если бы, черт возьми,
печенегов, падавших с лошадей, была хотя бы дюжина... Вот тогда можно
было бы оставить в стороне претензии на интеллектуальность, и народ
схрумкал бы "Рыцарский роман" с таким же удовольствием, как и "Гладиатора".
Такое впечатление складывается, что собирались, но, опять же в решающий
момент задавила жаба. Как у тех хозяев кафе. Результат одинаковый:
именно претензия на "зрелищность" вскрывает убожество. Согласись
"Камелот" на роль обычной придорожной забегаловки, без всякой попытки
создать антураж - и он был бы очень даже ничего, и даже писающий мальчик
не так бы раздражал, потому что в обычной придорожной забегаловке он
органичен. Оставайся Иншаков в амплуа "нового русского кино", в рамках
все того же идейного конфликта между любовью к трем зеленым лимонам и
любовью к женщине - и к нему не было бы никаких претензий. Тот же
"Крестоносец" в своем жанре хороший фильм, и Иншаков органичен в роли
"быка". Претензии возникают тогда, когда забегаловка начинает называться
"Камелотом", а "бык" - графом Робертом Парижским. Потому что есть имена,
которым надо соответствовать. В "Камелоте" писающий мальчик уже неуместен,
как и фраза "Да что ж ты дергаешься!" в устах графа Роберта. Граф Роберт
сказал бы что-нибудь вроде "Кровь Христова, да успокоишься ли ты, смерд?"
Да, это условность. Но условность - это как раз то, на чем историческое
кино стоит. Просмотр исторического фильма - это, если хотите, пассивное
участие в ролевой игре; и горе кинематографисту, который не желает
соблюдать правил игры; не желает следовать условностям. Реализм,
повторюсь, это последнее, чего хочет зритель, выбирающий на полке
видеокассету с "историческим" фильмом. "Реализма" мы жаждем совсем
от других жанров, а от исторического кино - см. выше. Кстати,
"зрелищность" там - на одном из первых мест, и создателям "Рыцарского
романа" нужно было двадцать раз подумать - а потянут ли они тот уровень
зрелищности, который требуется от исторической картины, или нет?
Tertio, даже если бы не потянули - можно было бы выехать на том, на чем
издавна выезжали: хороший "отыгрыш", диалоги, перестрелка взглядов...
"Мужики есть му-жи-ки..." и все такое. Вложить все явно небольшие по
мировым стандартам средства в тщательную проработку тех немногих ключевых
сцен и образов, на которых и будет построен фильм. Но Иншаков, видимо,
посчитал себя выше этой необходимости. Он сделал ставку на "зрелищность" -
и опоздал на пятнадцать лет, на "Храброе сердце", "Титаник", "Влюбленного
Шекспира". В конце 80-х "Рыцарский роман" мог иметь успех в среде тех,
кому нравится красивое и блестящее. Сейчас эти люди уже пересмотрели
множество более красивых и блестящих штучек. Дикаря, видевшего побрякушки
от "Дофин ор", уже не приманишь банкой от "Кока-колы". "Рыцарский роман"
провалился в тот момент, когда Иншаков отказался конкурировать с
Балабановым и попытался конкурировать с Мелом Гибсоном. Любой человек
с начатками экономического образования скажет, что фильм не попал в
"свой" сегмент рынка. Ценители исторической драмы - из тех, кому нравится
"Лев зимой" - поморщатся от убогого сюжета и примитивных диалогов.
Любителей "зрелища" отвратит нищенский бюджет. От ворон отстали, к
павам не пристали.
И вот смотрю я по телевизору "Графиню де Монсоро" и поскрипываю зубами:
ведь можем, если хотим. Отчего же хотим так редко?