Дебора Кленс-Бигман Перевод Эленхиля Лайквэндо "Верность культурам Средиземья": создание боевых стилей |
"Но везде, куда бы он ни смотрел, он видел признаки войны.
С востока без конца шли люди: мечники, копейщики,
лучники - вся мощь Темного Властелина была в движении". (Дж.Р.Р. Толкин, "Властелин Колец", стр. 391)
|
Дебора Кленс-Бигман: Можете ли Вы немного рассказать о Вашем образовании в области как боевых искусств, так и сценического фехтования?
Тони Вульф: Когда мне было примерно десять лет, я натолкнулся на
объявление о подписке на журнал комиксов "Сверхъестественные
Возможности: Это Вы Можете". Я послал свои пять долларов и никогда
больше не слышал об этом журнале. Урок был таков: если хочешь стать
Бэтмэном, придется всего добиваться самостоятельно. Это будет
непросто, и деньги тут не помогут.
Это привело меня, по мере того как я взрослел, к довольно
непонятным увлечениям: участие в водевилях и цирковых представлениях,
разнообразные стили боевых искусств, профессиональная борьба, танцы и
актерские уроки сценического движения. Я стал чем-то вроде
самодеятельного антрополога форм боя и движения. Я всегда восхищался
основными принципами, объединявшими различные системы, так же как и
элементами, делавшими их уникальными.
В ранние годы мой отец был актером, даже президентом
Новозеландского профсоюза актеров в 70-х. Я участвовал в
представлениях с довольно раннего возраста. Я многие годы неофициально
снимался в боевых сценах, так что более-менее постепенно я стал их
профессиональным постановщиком.
Вплоть до середины 90-х в Новой Зеландии не было единой системы
обучения сценическому фехтованию. Фактически, для местного театра этот
термин вообще был чужд. Боевые сцены обычно ставились любым, кто на
это решится, так что вы получали якобы фехтование со шпагой и кинжалом
елизаветинской эпохи, которое ставили современные фехтовальщики, или
уличные драки, поставленные актерами с кое-какими боксерскими
навыками. Иногда это срабатывало, но не слишком часто. Я разработал
систему, которая определяла универсальные принципы движения и
постановки, которые могли быть применены к любой разыгрываемой схватке
в любом жанре. Это был скорее процесс, нежели коллекция техник и
стилей.
В 1995 году я поступил в первую Международную Мастерскую
Сценического Боя в Лондоне. Это в самом деле был мой первый контакт с
остальным миром, занимающимся тем же самым делом. Позднее я помог
основать Новозеландское Общество Сценического Боя, которое проводит
курсы для актеров и студентов театров по всей стране.
ДКБ: Как Вы получили то, что мне кажется самой шикарной работой в мире?
ТВ: Я и раньше работал с Питером Джексоном, в качестве каскадера в
"Мозге мертвецов" - это был ужастик про зомби, снятый в 50-х, а еще я
координировал трюки в "Забытом серебре", это был фильм о потрясающей
жизни Колина МакКензи, эдакого новозеландского Селила Б. де Милля
времен немого кино. На самом деле, "Колин" был плодом воображения
Питера, и весь "документальный фильм" был полным розыгрышем. Некоторые
не поняли шутки. Вероятно, его все еще крутят по каналам
документального кино по всему миру!
Как бы то ни было, мне случилось узнать, что Питер интересуется
идеей экзотических боевых стилей. Когда я услышал, что он будет
снимать "Властелин Колец", я предположил, что боевые стили Средиземья
должны были быть разработаны с нуля, также как были разработаны
декорации, костюмы и реквизит. Стили должны были быть органичны для
различных рас и культур, а не быть просто "трюковыми драками" которые
зачастую видишь в подобных фильмах. Это осуществилось вместе с тем, о
чем думал он сам, и стало моей обязанностью в проекте.
ДКБ: Ваша обязанность включала в себя все три фильма или только "Братство"?
ТВ: Поскольку все три фильма были сняты одновременно, боевые стили для каждого из них были, по большей части, разработаны на стадии подготовки к съемкам.
ДКБ: Не скажете ли, как называлась Ваша официальная должность на съемках, и не объясните ли, что Ваша работа требовала от "Властелина Колец"?
ТВ: Я был официальным "Разработчиком Боевых Стилей Культур". Я
отвечал за боевые стили орков, рохиррим, урук-хаев, гондорцев, эльфов,
гоблинов и вастаков. Каждая раса или культура имела также и свои
собственные под-стили, основанные на разных видах оружия - роханский
бой с топором и щитом, эльфийское фехтование, гоблинский бой копьем и
т.п.
Я был вдохновлен уровнем детализации произведенного реквизита,
костюмов и оружия, даже несмотря на то, что многие из них так никогда
и не показали крупным планом. Моим идеалом было, чтобы зрители смогли
опознавать персонажей, даже если они видят их издалека или только лишь
их силуэты, - просто по тому, как они двигаются и пользуются оружием.
Я также хотел, чтобы каждый стиль боя был уникален для той культуры
Средиземья, что его породила, а не был просто компиляцией "приемов" в
корне отличающихся реальных источников.
Стадия разработки для каждого стиля начиналась с изучения отдельно
взятой культуры: костюмов, доспехов, оружия, истории, биомеханики,
физических способностей и ограничений. Конечно, мы сидели над книгами
Толкина. Также было множество встреч с другими дизайнерами,
художниками, режиссером и остальными.
Ключом было глубокое понимание персонажей. Затем мы размышляли,
где "внешние факторы" - охотничьи и защитные техники хищных животных,
тактика боя, динамика передвижения, стили танца и движения и разные
традиции боевых искусств - могли бы органично сочетаться, создавая
что-то, нужное для нашей истории. Это была совместная работа.
Мы использовали термин "боевой стиль", но имели в виду нечто
большее, чем обычное понимание стиля в боевых искусствах. Например,
нет никакого "орочьего боевого искусства" - они глупые, жестокие,
хаотичные твари, и было бы нелепо, если бы на поле боя они все
внезапно превратились в эдаких самураев. К тому же, с практической
точки зрения, у орков есть сто девять различных видов оружия, и
невозможно создать для каждого из них образцовый стиль боя. Из-за
того, что орки были столь разнообразны, их "стиль" более тактичен, чем
техничен.
Их техника боя, оружие и доспехи эффективны но уродливы, потому
что они собраны по частям с поверженных врагов. Это почти что
гротескная пародия на профессиональные боевые техники, как если бы
бабуины или гиены научились пользоваться мечами и копьями.
В противоположность им эльфы - прекрасные и волшебные существа,
их боевые искусства изысканно систематизированы. Эльфийское фехтование
отражает культурную традицию, оттачивавшуюся тысячелетиями. Я должен
был подходить к каждой культуре по-своему.
Стадия разработки включала в себя изрядную долю спарринга в полный
контакт, который записывался на видео и анализировался. Например, мы
поставили обученного в качестве урука бойца с мечом и щитом против
обученного как роханец бойца с копьем. Мы должны были разработать
специальные методы обучения и экипировку для безопасной постановки
боя, движения и реагирования в соответствии с особенностями персонажа,
потому что на тот момент мы добивались - я не хочу сказать "полной
реалистичности", но приближения к ней настолько близко, насколько
возможно. Эти стили должны были правдоподобно работать в качестве
навыков, достойных поля битвы, прежде чем они могли быть преобразованы
в художественные приемы.
Лозунгом Питера было "Мы не снимаем фэнтэзи, это эпическая
история, произошедшая в Средиземье." Это было моим главным источником
вдохновения. Опасность фэнтэзи в том, что очень легко облениться. "Мы
это выдумали, поэтому кто скажет, что _так_ не бывает?!" Я хотел в
точности знать, что возможно для того или иного персонажа, вплоть до
мельчайших подробностей. Какие элементы немецкого фехтования XV века
подходят для гондорского стиля? Может ли орк выпрямить руки? Могут ли
эльфы слышать атаки, которые они не видят? Насколько крепок шлем
урука? Вы не поверите, на какие только вопросы нам не приходилось
искать ответы.
В то же время, мы должны были быть в состоянии разложить эти стили
на ключевые моменты, так чтобы различные производственные отделы могли
изменять их согласно своим целям. Это было постоянным балансированием
на канате. Спустя некоторое время я буквально ловил себя на том, что
наблюдая за тем, как ходят люди снаружи павильонов, я мысленно
раскладывал их движения в орочьи, эльфийские и т.д.
Еще одним важным аспектом на стадии разработки была хореография
боев, потому что многие из персонажей "ВК" имеют способности, которыми
люди попросту не обладают. Урук-хаи, например, настолько сильны, что
могут ставить мощные блоки своими тесаками, а исполнители-люди не в
состоянии повторить это во время спарринга. Они просто сломали бы себе
запястья. Таким же образом, эльфы обладают всеми нечеловеческими
способностями, которые мы можем имитировать только через заранее
подготовленную хореографию. Мы разработали сотни, может быть, тысячи
"катренов", то есть коротких хореографических номеров,
демонстрировавших разные аспекты стилей.
Как только я оказался доволен разработанным материалом, он был
одобрен Питером Джексоном. Заключительная стадия состояла в
составлении учебной программы для группы каскадеров и записывании
всего этого на видео и в письменном виде для нужд других отделов
(трюков, спецэффектов и т.п.)
ДКБ: Можете описать, что в определенном катрене может быть
использовано для разработки боевых стилей?
ТВ: Катрены - это ситуативные игровые упражнения так же как и
технические хореографические фигуры. Я также использовал их для
наглядного объяснения стилей различным отделам, занятым в
производстве, включая многих, кто совершенно ничего не знал о
схватках, трюках или боевых искусствах. Один катрен может показывать,
как, к примеру, гоблинский лучник поспешно отступает, отстреливаясь от
врагов. В другом будет эльфийский мечник, спокойно ожидающий атакующих
орков, а потом одновременно разрубающий на кусочки сразу нескольких. У
нас были катрены для конных воинов, таких как всадники Рохана,
демонстрировавшие технику ведения боя копьем и пикой верхом на лошади.
Я также разрабатывал варианты отдельных катренов, - изменял одно
ключевое действие и получался слегка отличный результат - чтобы
показать, как могут соединяться различные катрены. ДКБ: Кроме обращения за сведениями об особенностях передвижения к самой трилогии, влияли ли на творческий процесс "человеческие" боевые стили? Например, в фильме мне показалось, что круговые движения эльфов могли быть навеяны китайскими боевыми стилями.
ТВ: Суть в том, что, не смотря на то, что я обильно обращался к
настоящим боевым стилям, я не обязательно придавал им больший вес, чем
танцам или даже влиянию спорта. На уровне разработки я искал нюансы
движения. Если бы я стал применять специфические техники, это стало бы
чуждым культурам Средиземья. Все начиналось с самого персонажа и
культуры, так что относительно эльфийского фехтования нельзя сказать
"О, да, вот тут можно применить это клевое движение из айкидо, а как
на счет шаолиньского размахивания мечом?" Все дело было в гармонии
использования оружия/доспехов, языка тела, динамики и тактики. Как
только они были определены, техники, по существу, возникали сами
собой. ДКБ: Можете привести пример того, что Вам необходимо было сделать, чтобы выучить каскадера на роль, скажем, урук-хая? Как выглядели его тренировки?
ТВ: Перефразируя Ричарда Шехнера, "Репетиция - это постановка
точной последовательности событий. Подготовка - это постоянное
состояние тренировки, так что когда возникает ситуация, ты будешь
готов "сделать что-то подходящее". Подготовка - это то, чем занимается
хорошая спортивная команда." Это была моя философия тренировок
вкратце. ДКБ: Должно быть, было здорово суметь самому провести все исследования и натренировать каскадеров. Насколько необычными были затраты времени на разработку боевых стилей и обучение им людей? ТВ: Это была уникальная ситуация. Насколько я знаю, это был первый подобный проект, где значительные суммы денег и время тратились специально на разработку боевых стилей. Когда снимаешь исторический фильм, ты обычно изучаешь боевые стили того периода и отталкиваешься от этого. В "ВК" задача была создать правдоподобные стили, которые до этого никогда не существовали, без сползания в "и так сойдет" фэнтэзи. ДКБ: Как все это координировалось с самой постановкой боевых сцен? ТВ: Я рассматривал боевые стили как основание, на котором могли держаться различные координаторы битв и трюков. В комбинации с более общими стилями движений, они составляли преемственность между реальными и компьютерными битвами и обеспечивали соответствие между огромными боевыми эпизодами и более персонифицированными схватками, такими как решающий бой Арагорна с предводителем уруков Луртцем. ДКБ: Еще один вопрос, о котором я ничего не знаю, но который очень важен: как эти тренировки координировались с работой над спецэффектами в фильме? К примеру, в схватке Гэндальфа и Сарумана легко различить фантастические элементы, но я знаю, что во многих боевых сценах использовались компьютерные спецэффекты. Можете ли Вы рассказать на примере какой-нибудь сцены из "Братства", как это происходило?
ТВ: Если Вы посмотрите кадры битвы, происходящей в Первую эпоху
Средиземья, из вступления к "ВК", Вы почувствуете, сражения какого
масштаба Вам предстоит увидеть. Там есть кадр, когда кипящая масса
орков атакует строй эльфов, и эльфы делают одновременный режущий удар
мечами снизу вверх, разрубая орков таким волновым движением. Не знаю,
на экране в тот момент, быть может, пятьсот воинов. Наверное, я никого
не удивлю, сказав, что Питер вовсе не нанимал пятьсот каскадеров для
этой сцены. Ее создали, комбинируя компьютерные спецэффекты и
реальные съемки. ДКБ: Ух ты. Невероятно. А что же усовершенствуется - движения актеров в бою или только хореография боя и угол съемки камеры? Если это усовершенствовано с помощью компьютера, использовались ли для этого фигуры, снятые по технологии motion capture? Или какая-то комбинация движений человека и анимации?
ТВ: Я был непосредственно связан только с компьютерным
моделированием движений, так что в остальном могу только гадать. В
общем, речь идет о целом диапазоне технологий компьютерных
спецэффектов. Например, могу Вам сказать, что Орландо Блум (Леголас)
был очень вдохновленным эльфом и действительно вошел в роль, но
некоторые моменты его скоростной стрельбы из лука необходимо было
усовершеноствовать с помощью компьютера, потому что люди просто не
могут стрелять так быстро. ДКБ: Кстати, поздравляю с получением "ВК" Оскара. Лично я думаю, что номинаций должно было быть больше. ТВ: Подождите, пока будет снята вся трилогия
Journal of Theatrical Combatives, June 2002
Оригинал статьи лежит здесь: http://www.ejmas.com/jtc/jtcart_klens_0602.htm Copyright 2002 Deborah Klens-Bigman
|
Новости |
Кабинет |
Каминный зал |
Эсгарот |
Палантир |
Онтомолвище |
Архивы |
Пончик |
Подшивка |
Форум |
Гостевая книга |
Карта сайта |
Кто есть кто |
Поиск |
Одинокая Башня |
Кольцо |
In Memoriam
|
|
Отзывы Архивов | Хранители Архивов |