Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta
Серая Коала

Тринадцатый воин

      Знаете, когда мы пришли смотреть "Тринадцатого воина" в "Пушкинский", меня насмерть поразило определение жанра, заявленное на афише - "мистический боевик". За мужественным лицом Бандераса в воинственном оформлении - кольчуга, меч и все такое - сразу замаячили страсти-мордасти, зеленые человечки и прочие зубатые чудовища. Перечеркнутое крестиком "о" в названии фильма помогло мне разрешить идиотский ребус "мистического боевика" - ой, так это ж fantasy, порадовалась я, просто наш кинопрокат еще не выучил таких заграничных словей. Но раз фэнтези, значит, чудища таки включены в меню. Будем биться с драконом или с тюленем-людоедом у берегов Ферреро, решила я про себя.
      И жестоко ошиблась.

      Итак, про что фильм.
      Это такой перевернутый всеми головами вниз "Беовульф". Есть дружина таких очень скандинавских хлопцев, у дружины, как водится, есть предводитель, у предводителя есть имя - Бульвайф. Еще есть посольство из родимой скандинавской глухомани, а у посольства есть страшная весть - неназываемый ужас терзает землю конунга такого-то. Дальше, понятное дело, есть согласие Бульвайфа одолеть страшное лихо.
      А вот дальше... Дальше-то все и повисает вниз головою.
      Потому как тринадцатым воином оказывается... кто бы вы думали?! Араб! Чужак. Представитель иного мира. (Араба играет Бандерас, и кстати, это не первая "арабская" роль Бандераса - он играл араба в раннем и одном из самых лучших фильмов Альмодовара, когда тот еще снимал фильмы про и для ла мовида, и трансвеститы и транссексуалы еще не были предлогом для выжимания слез у политкорректных американцев). Так вот, вместо того, чтобы демонстрировать свою лихость и удаль вполне самоценно (т.е. как положено эпическому герою), Бульвайф с дружиною сразу оказываются в зеркале чужого взгляда.
      Но мало того. Бульвайф с сотоварищи смотрятся так: они - дикие варвары, а араб - весь утонченный и культурный. Откуда взялся утонченный араб, спросите вы? Из постмодернизма, вестимо. Но и из истории тоже. "ТВ" - это экранизация одноименного романа. Так вот, сразу видно, что автор книжечки не чуждался чтения исторической литературы. Дело в том, что арабы с 8 по... эээ... ну, скажем, по 13 век - это самая просвещенная, самая культурная и самая цивилизованная нация Средиземноморья. Низкий наш европейский поклон им за вилки, скатерти, бани, прическу с челкой, лютню, чего еще? Ах, да, забыла Аристотеля. Но все равно, спросите вы, где Багдад и где Скандинавский полуостров? Как они повстречаться-то могли? А вот знаете, оказывается викинги вполне себе заплывали ажно в арабскую Испанию, и в 848 году разорили Севилью. А потом доплыли ажно до Сицилии, и основали там очень милое королевство.
      Итак, что у нас получается? Эпос с постмодернистской иньекцией (зритель смотрит на героя, который смотрит на другого героя, а тот герой тоже на что-то смотрит). Да еще и со скрытой подколкой: думаете, мы тут фэнтезевые допущения вам подсовываем? нетушки, мы вам тут самую настоящую историю скармливаем!
      Уже хорошо.
      Но дальше - больше. Златоверхий Хеорот оказывается протекающей под дождем длинной хибарой. Его героическое население - сбившимся в кучу стадом крестьян и скотины.
      И самое главное: Гренделя... как бы это сказать... ну в общем, Гренделя-то как раз в фильме и нет. Да, я скажу сразу: фильм обманет ожидания тех, кто жаждет встречи со сверхъестественными ужастями. Вместо чудовища есть орда угарных первобытных ребят с каннибальскими наклонностями.
      Вот такой вот получился у нас "Беовульф".
      И тут вы скажете: шо за Сапковский? Мы и так знаем, что от викингов скверно пахло! Это мы уже видели, это не надо больше!
      И жестоко ошибетесь.

      Потому что цинизма и пессимизма пана Сапковского в фильме нет.
      Зато есть
     КУЧА ДОСТОИНСТВ
      То есть так я полагаю.
      Каких?
      Во-первых, у "ТВ" есть очень редкое по нынешним хилым и рефлексивным временам качество - в нем есть драйв. То есть вы смотрите - и вас волочит. И прет. И мурахи - огромные такие! - бегут у вас по спине, и не от страха, а от восхищения и замирания сердца. Глаз не оторвать и - не было бы экрана - вы бы уже там обретались и рубились бы насмерть вместе с героями.
      Где-то я читала, что Бергман пеняет современному кино, мол, нет драйва у вас, тухлые потомки Нибелунгов, и смотрит поэтому фашистские фильмы. Потому что в нацистских картинах, как он считает, драйв есть. А ведь и впрямь - задумаешься, и вспомнишь сцену из "Кабаре" Боба Фосса, где юноша с лицом Тангейзера поет Tomorrow belongs to me. Песня звучит, а они встают, один за другим, и встают, и руки вскидывают в порыве - и ведь пробирает. А почему у них, поганок, драйв есть, даже в зеркале чужого фильма, а у нас нет? Есть у меня гипотеза (вполне возможно, это чертеж велосипеда). Я думаю, что когда человека прет, его прет из подсознания (извините за банальность). То есть начинает что-то там, в глубине, шевелиться. Просыпается что-то архаичное, донное, слишком яркая кровь какая-то кипит. А фашизм, когда делает себе привлекательный имидж, апеллирует именно к глубинному слою, к генетической памяти, к неосознанному. К красоте молодого тела (привет Висконти!), к силе порыва, к безрассудной ярости, к гневу, к... да просто к крику - вперед, а там разберемся, просто вперед! Вопрос в том, что современной цивилизации такие штуки противопоказаны. С ними легко доиграться до национальных или личных катастроф. Вроде бы даже в психологии термин такой есть - "филогенетический регресс", когда человек возвращается к первобытному состоянию сознания, когда архаическое, цивилизацией подавленное берет вверх. Так что современное кино сильно боится эксплуатировать эту энергию. Лучше будем рефлексивными. Лучше такие порывы сдерживать. А то снесет ветром.
      Так вот, "ТВ" дает редкую возможность пополоскаться на улетном ветру - и при этом вполне целомудренно. Потому что драйв, безрассудный порыв и боевой клич там вполне уместны - от современной цивилизации в фильме остались рожки да ножки. На ее месте команде режиссера удалось воздвигнуть вполне себе архаическое пространство. 
      И это, на мой взгляд, еще одно достоинство фильма. Там эти обросшие оружные мужики, необжитые пустоши, ночные страхи и все остальное раннее европейское средневековье - настоящие. Смотришь в экран, как в портал - нет никаких мобильных телефонов, и не было никогда. Сбился народишко вокруг усадьбы, а кругом - леса темныя, поля широкия, и из соседних усадеб вестей нет три месяца. И не дойдешь до них. Потому что надо ночевать на равнине или в лесу. А ночью из темноты скалится. Шевелится. Лезет. Оно. А вооруженный отряд не пойдет - мало воинов осталось. Некому идти. И капец - сколько таких Хеоротов кануло во тьму веков.
      Так что и хибара на месте, и морды неумытые. Потому что есть главное, и мы не постесняемся произнести это слово. Есть доблесть. Когда смотришь фильм, вдруг понимаешь, почему Средневековье было легендарной эпохой, а наше время так скупо на чудеса и на великие деяния. Потому что в нашей жизни, конечно, есть место подвигу, но в Средневековье с великими деяниями все было куда проще и обыденней. Уж больно веселая была жизнь. Везде норовят тебя съездить по кумполу и довести до летального исхода. "Но ведь я не воин!" - "Скоро будешь им".
      Далее, о достоинствах фильма. Возможно, кто-то со мной не согласится и даже рассердится. Но я не могу молчать, как та ворона. Я хочу сказать, что "Тринадцатый воин" - неполиткорректен, и я считаю это одним из его несомненных достоинств.
      Я хочу сказать, что "ТВ" неполиткорректен по отношению... ну, по отношению... к женщинам!! Его реальность архаична! И груба, как пятки викинга! Да! Там хорошая женщина годна только на то, чтобы перевязывать раны, носить пиво и переспать с воином перед сражением. А потом воин уезжает сражаться, и о женщине в фильме больше ни гу-гу. Потому что не место дамам в героическом эпосе (привет Питеру Джексону).
      Еще "Тринадцатый воин" очень неполиткорректен по отношению к угарным хлопцам-каннибалам (напомню, они все скопом составляют одного большого Гренделя). Возможно, было бы PC-правильней задуматься: а может, у этих детей природы есть своя правда? Может, им тоже нужна земля, чтобы на ней поселиться? Может, их детишки мерзнут на ветру, и им тоже хочется в теплую усадьбу? И вообще, может правильнее было бы задуматься: полноте, да виноваты ли они, что они такие страшные и снаружи и внутри? Может, нужно их подкормить, погладить, наладить поставки гуманитарной помощи из Багдада, скажем? Но нет, ни араб, ни Бульвайф не задумываются над этим. Они рубят детям природы чайники. И вы знаете, я как-то не сочувствую детям природы. Наверное, потому что они других детей на сардельки проворачивают.
      А почему неполиткорректность - достоинство, спросите вы?
      А я вам отвечу: а вот вы знаете, что "Гладиатор" получил Оскара за лучший фильм года? И что столь же кикозная кинокартина "Эрин Брокович" тоже отмечена этой престижной премией? А все из-за чего? А там идейный "месседж" правильный. В "Гладиаторе" - победа демократии над тиранией и грядущее освобождение рабов. Причем тут Древний Рим, никто не знает, зато про американские традиционные ценности. В "Броковичихе" нам живописуют борьбу со злыми монополиями. Это идеологически правильно. И вот смотрите: весьма слабая в художественном отношении фильма получает главную премию страны за безупречное идейное содержание. По мне, так здесь пахнет родным идеологическим навозом (привет совку с его госпремиями за образы коммунистов и председателей колхоза). А политкорректность - это самая настоящая идеология, и американская киноакадемия активно занимается продвижением этого дела в широкие зрительские массы. Сейчас политкорректно снимать фильмы, где императрица ратует за благосостояние народа и через это вступает в конфликт с государственным советом (привет драконам в подземельях), политкорректно делать эльфиху негритянкой (это все те же несчастные драконы, ой, а есть драконы-негры?), политкорректно делать Арвен принцессой-воительницей (все как один умрем за равноправие женщин), политкорректно бороться за демократию и сильно ее торжествовать в финале. Нет, я знаю, что демократия и свобода - это действительно хорошие вещи, но зачем мне орать это в ухо? И причем здесь Древний Рим (Средиземье, драконы в подземельях)? Почему мне должны говорить про демократию и пр. в фильме жанра фэнтези? Там ведь должна быть идея благой королевской власти, насколько я понимаю. 
      Так что нет, я лучше порадуюсь за фильм, который отличается от прочего PC-выверенного голливудского товара.
      И еще об одном достоинстве "13 воина". Ой, вы знаете, мне даже стыдно признаться. Если бы у коал был хвост, я б в него завернулась и прижала бы к щечке пушистый кончик. Но увы, у коалы нет хвоста. Ой, девоньки и мальчишки, это я вам про Антоху Бандеру хочу сказать. Он там такой... такой... Нолдо! Нет, серьезно, там есть сцены (не буду рассказывать, насладитесь сами), когда думаешь - нет, точно, то ли автор романа, то ли автор сценария явно читали Толкиена. И ведь как хорош, стервец! Как скачеть на резвом коне! Только брызги из-под копыт! Ох, нет у меня хвоста...
      На этом список достоинств фильма, конечно, не заканчивается, и каждый может продолжить (или сократить) его на сколько вздумается пунктов.

      А я хочу сказать еще вот что.
      "13 воин" навел меня на одну мысль. Хлопцы-каннибалы там крайне похожи на орков. Но дело в том, что по фильму они люди. И вот есть там эпизод, когда воины Бульвайфа приходят в усадьбу после того, как там побывали эти самые хлопцы. Сцена неаппетитная. Араба тошнит, и он говорит примерно такие слова - неужели люди так могут? А ему - это не люди, это вендалы. И впрямь, вопрос: а где граница между человеческим и нечеловеческим? И проходит ли она по грани каннибал-неканнибал?
      Дело в том, что со своими людоедами "13 воин" оказался прямо в мэйнстриме. Оказывается, сейчас тема каннибализма в кино - очень модная. Как и всякое прочее маньячество. Выходят на кассетах фильмы Деодато. "Молчание ягнят" продолжили совершенно отмороженным (так люди пишут) "Ганнибалом". Сплошная расчлененка, кишки, обглоданные детские попки, как глодают и кто глодает, тоже показывают. Часто крупным планом. И сразу психологи с кинокритиками зашуршали - а почему бы это культурный с виду дяденька набрасывается и откусывает у гражданки полщеки? Почему Андрея Чикатило так тянет погрызть женскую матку? Тут, кстати, вроде есть ответ - подавлены у них были детские комплексы. Не подергали в свое время девочек за косички - теперь откусывают девушкам соски.
      Но есть еще один вопрос: запрет на каннибализм - это выработанное культурное табу или биологический запрет? В самом деле, ведь жители Полинезии очень любят покушать человечинки, и этого совершенно не скрывают. И людьми от этого быть не перестают. И их очень милые и вполне себе человеческие детишки весело хрустят хрящиками берцовых и лучевых костей представителей соседнего племени. Значит, получается, человек себе подобных не ест только в рамках определенных культур. Человек вполне может оставаться человеком и быть людоедом.
      И все-таки. И все-таки. Вендалы (так называют в фильме угарных первобытных хлопцев) - люди? Мне трудно признать человека в этих существах, пусть даже имеющих все биологические признаки человека. Наверное, прямая спина и хваткие пальцы, сжимающие палку-копалку или копье еще не делают homo - sapiens'ом? или каким-то еще? 
      А что делает? Религия? Но у вендалов есть религия. Они поклоняются Великой Матери. Семья и прочие культурные институты? Социальность? Но у вендалов все это есть, у них, судя по фильму, неплохо организованное и иерархически устроенное общество. Письменная культура? Но у Бульвайфа и остальных нет письменной культуры, а он человек, причем хороший. Гуманизм? Какой там к черту гуманизм, в стенах Хеорота не жизнь человека высшая ценность, а славная смерть. Там из всех героев только араб мог слышать о таком звере, как гуманизм. К тому же, и вендалы убийцы, и викинги тоже немало людей на тот свет отправили ради добычи. Так что же? Почему Бульвайф и его воины, когда защищают конунга с крестьянами, - хорошие, а вендалы, которые нападают, - плохие?
      Я думала-думала, и предлагаю гипотезу (культурологи-антропологи, скажите мне сразу, если я снова изобрела велосипед): сдается мне, что человека делает человеком осмысленное желание сделать что-то, что не обусловлено его материальными потребностями и необходимостью приспособиться к миру (в том числе познавая его). То есть не только поесть-попить, защитить себя, защитить детей, защититься от злых духов, объяснить себе откуда ветер берется и почему времена года меняются. Все эти потребности наверняка есть и у вендалов, и в каком-то смысле они действительно дети природы. Но когда Бульвайф перся в эту глухомань и принимал последний бой, он ни одним из этих соображений не руководствовался. Он думал о славе. О чести. О своем слове воина. А это уже больше, чем необходимость, заданная условиями существования. И получается, что пока практическая необходимость определяет формы культуры, человек еще вендал. А когда появляется необусловленная форма культуры и начинает определять жизнь и диктовать формы поведения, человек становится человеком. Понятие о чести, например, трудно вывести из суммы обстоятельств, гарантирующих выживание или процветание. Оно, скорее, загонит в смерть, и никак не поможет племени (в отличие, например, от добровольного самопожертвования ради усмирения гнева бога и пр.).
      Одним словом, какой практический толк в песне, прославляющей героя? Никакого. В понятии чистой смерти (clean death) еще можно отыскать практическую этимологию - чистая смерть гарантировала, что мертвец не встанет и не пойдет живым мешать. А какой прок в смерти героической? А кто его знает.
      Наверное, в том, чтобы фильмы про нее снимать.
      На этой оптимистической ноте сумчатый рецензент прощается с вами.

Всегда ваша
Серая Коала  Koala

апрель 2001


Обсуждение

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов