В.Ибрагимова, Саратов, 1995 (из докладов секции ролевых игр Зилант-кона) Желаемое и получаемоеИсходная гипотеза. Все мы о чем-то мечтаем, что-то хотим "получить" в будущем. Это могут быть как ценностные желания, так и нематериальные (обладание хорошим вкусом, вызывание любви у окружающих и т.п. У некоторых мечты сбываются, у других - исполняется только часть, у неудачников - не исполняется ничего. Гипотеза проста: хорошо бы выяснить, у кого же все получается и КАК это у него так ловко выходит. Предположим, хочу: а) любить и быть любимым; б) иметь престижную работу; в) проводить много времени с друзьями; г) иметь сына-карапуза и т.д. Выстраиваем иерархию желаний, подсчитываем соотношение между Я (личностью, видением себя) и желаниями. Ба! В некоторых ситуациях человек чувствует себя вполне комфортно, а некоторые решительно, ну просто категорически отвергает. Сознательно говорим: "Хочу сына", а неосознанно пришептываем: "Нет, не получится". И не получается! Если бессознательно человек не хочет иметь дом, "отторгает" от Я, то обязательно между ним и вожделенным объектом вклинится случай. Но сомнительный какой-то случай: неправильно оформленные документы на собственность, безжалостные рэкетиры или просто по пьяни брошенная сигарета. Пожар! Помогите! Все сгорело! Я так мечтал иметь дом, будь проклята моя несчастная судьба... Если во время тестирования выяснилось, что девушка "отторгает" счастливый брак ("Как хочу!"), ставьте последнюю рубашку - случится страшное и замужества не будет. Причем, чем важнее мечта, тем чудовищней препоны. Несущественное блокируется мелкими "случайностями" (что-то не то сказал, забыл, и т.п.). Замужество Х. искореняла весьма последовательно и исступленно. Х. "забыла" о дне рождения жениха ("Извини, любимый!"). Забросила хозяйство. "А мясо в холодильнике испортилось. Все наперекосяк. Не могу дальше. Пойду отдохну..." К Х. начинают заглядывать бывшие приятели. Вместе уходят на день, на несколько дней (вечеринки!), и... "Я тебе изменила! Прости меня! Как это вышло? Боже мой, да я просто сволочь!". Но ее любят, и все прощено. Что делать бедной Х.? Она напивается, принимает приглашение кавказских джигитов ("Нет! Я не хочу..."). Избиение. Изнасилование. Суд. И... своего молодого человека Х. больше видеть не хочет. "Нельзя смотреть ему в глаза!" А жизнь стабилизировалась, метаний как не бывало. Все, что могла, она сделала. Р. мечтает сделать карьеру. Тестирование определяет "отторжение". Ждем-с. Болел живот. Плохо себя чувствовал. Не успевал по работе. Нагрубил начальнику. Не совсем законно подработал на стороне. Теперь боится разоблачения, смотрит на всех с подозрением. Опоздал на встречу. Подделал договор. Уволен. И так далее. Все, что мы "принимаем", случается с большой вероятностью, "отторгаемое" (как сильно ни желаем мы этого на словах) не случится никогда. Изначальная гипотеза ошибочна: мы все одинаково выстраиваем будущее. Если чего-то действительно хотим - добиваемся рано или поздно. Если "не хотим" - желание останется пожеланием. Перейдем к игровым проблемам. Мастеру Страны Мертвых жалуется игрок: "Я так хотел донести своим эту книгу". Но милый мой, зачем же ты задирал всех встречных-поперечных на дороге? Что управляло тобой? Главное Правило Неудачи: в 99% это сделал ты, своими руками. Не получилось раз - повтори попытку, два - соберись и попробуй еще раз, три - ну, это ты, парень, уже увлекся. Каждую неудачу отдели от других дел, просто можешь побездельничать. Сложно - займись чужим делом, помоги кому-нибудь. Затем - разбор полетов. Что ты сделал не так? Ты этого действительно хочешь? Очень трудно управлять собой. Если человек хочет быть романтичным, чувствительным, болезненно честным и гордым на игре, ему прдется потерпеть несколько неудач на дипломатическом поприще. трудно. Но ведь игра может сама прийти на помощь. Желание "быть прекрасным дипломатом" блокируется с желанием "выглядеть романтичным и благородным". Ну и что? Игра дает возможность изменить ролевое Я, примерить "другой наряд". Желание-2 отторгает от Я1 Желание-1. Измените позицию, не изменяя желаемой сущности. Если в жизни человек приобретает "оптимальную" личность, пробуя себя в амплуа "Я родимый" годами, то в игре вы приобретаете навык изменяться быстро. И тут вдруг чувствуете, что ваша роль оживает. Только так можно "сотворить" реального в игровом Средиземье эльфа или орка. Любая личность должна быть гармоничной, естественной. марионеточность и узколобость не только обедняют игру, но делают ее неестественной. Мы теряем нить Средиземья и оказываемся в обычном лесу с такими же неживыми, смешными сотоварищами. Многранность, цельность и успешность делают выживаемость. Вернемся к проблеме дипломатических способностей. Каков же на самом деле этот гордец? Он "живет", значит, игрок создает действительно стоящее. Горд и болезненно честен? Но тебе нужен договор! Вариант А. Акцент: изменение уровня открытости. Честно сообщи о своей бескомпромиссности: никогда не нарушишь договоренность, рад взаимопониманию, дружбой с тобой следует дорожить, потому что тебе действительно есть чем гордиться и т.п. Вариант В. Акцент: поиск равного, собрата. Сейчас редко попадаются настоящие люди. Ты рад встретить равного. Мы с тобой... Роматические дали с деловым уклоном. Варианты можно множить и множить. Выбирай Я-роли в согласии с Я-настоящим (кто как подбирает). Алгоритм странен: становясь "другим", не потеряй себя. Вообще между "самым удачливым из игравших Арагорна" и "игровым Арагорном" лучше выбрать второе. Сначала роль, потом Я. Проявить себя с блеском можно и в обычной жизни, а вот получить удовольствие в роли, как бы приобщаясь к другой реальности, проживая внутри личности, обладающей и собственной игровой волей - это уже что-то! И наконец, не менее важное. Каждая удача должна подкрепляться. Наши реакции сложней, чем у собак Павлова, хотим мы кое-чего большего, да и подкрепление по природе иное. Цель, которая только манила, казалась недостижимой, вдруг приблизилась, приобрела "реальный" вид. Так получи же удовольствие, похвали себя. Эк у меня приятно вышло! Лучше всего прибавить максимум эстетства. Ты не просто удачно живешь, доволен миром, делаешь нужное дело, соответствуешь имени, ты еще и в красивой, удобной тунике, с "оружием" по руке, замечательно танцуется и поется, а твои друзья - одна радость общаться. "Светлый" - лирические ноты, "темный" - грозный вострог, мы все делаем игру друг для друга (начни с себя). |
Новости |
Кабинет |
Каминный зал |
Эсгарот |
Палантир |
Онтомолвище |
Архивы |
Пончик |
Подшивка |
Форум |
Гостевая книга |
Карта сайта |
Кто есть кто |
Поиск |
Одинокая Башня |
Кольцо |
In Memoriam
|
|
Отзывы Архивов | Хранители Архивов |