Т.Борщевская
Ролевые игры глазами писателей-фантастов
{"Если представить себе, что нет на свете ни драконов, ни
рыцарей, ни прекрасных принцесс, ни саламандр, ни малого народца,
ни магов, фей и прочих колдунов... Что ни у кого из нас нет
замка, который стоило бы защищать до последней капли крови... Что
наши враги утратили свое коварство, могущество и измельчали до
такой степени, что потеряли право называться "враг"... Что в
момент сильной опасности нам не помогут ни друзья, ни колдовство,
ни предельное натяжение всех струн нашей души - потому, что нет
ни таких друзей, ни волшебства, ни опасностей, требующих полного
напряжения... Знакомая картина, не правда ли? Как будто про нас. Пусть не про всех, но про многих. Вообще, в этом докладе будет много цитат. Большинство авторов ничего не знали про движение ролевых игр, но, что за дело писателю-фантасту до реалий одного из отражений? Если он действительно писатель, он может увидеть проблемы даже до их появления. В конце концов, "парадокс Грея можно расшифровать и без дельфинов". [2] И еще, я не буду пересказывать содержания произведений более необходимого - право же, они стоят того, чтобы их прочитали целиком. Итак, одна из общепринятых причин широкого развития Ролевых Игр - побег. Причем, побег, в смысле бегства из тюрьмы на свободу (см. "Дерево и Лист" Толкина). Можно по-разному относиться к этому. В "эпоху перемен" "маленькому человеку" живется трудно. "На переломе истории ужасно неуютно: сквозит, пахнет, тревожно, страшно, ненадежно..." [3]. Ему хочется хоть какой-то определенности, устойчивости. И он ищет ее а прошлом.
- Нет, сказал он, - ни в коем случае. - Тогда взрослыми детьми? - Ну, если вы именно так сформулируете свою мысль, - сказал Виккерс, - я соглашусь с вами. Ваша затея мне действительно кажется ребячеством. Он испытывал жалость к этим взрослым людям, которые притворяются, что живут в другом мире, и во всеуслышанье заявляли, что не могут жить в своем времени. Желанием хоть на мгновенье окунуться в затхлое очарование чужой жизни они прикрывали свою внутреннюю пустоту. ... Всех этих людей грызло неосознанное беспокойство, ставшее составной частью их жизни и заставляющее искать какие-то психологические щиты, чтобы укрыться за ними. Веселье уже давно не помогало, цинизм тоже, скепсис действовал ненадолго. И люди погружались в иллюзии, придумывая себе другую жизнь, в другом времени и месте, долгие часы они просиживали в кинотеатрах и перед экранами телевизоров или погружались в домыслы в клубах фантазеров. Пока они были кем-то, они могли не быть самим собой."} [4] Право же, мир очень сложен. Накапливается напряжение от интеллектуальной деятельности. "Тогда начинают искать что-нибудь принципиально новое, еще не приевшееся - игру, в которой смогли бы принять участие все члены такой изолированной группы и которая настолько увлекла бы их, что они на какое-то время отключились бы от действительности, забывая, кто они и ради чего работают. Так появилась на свет игра в Спектакль". [5] Спектакль - это нечто вроде наших "словесок" с продолжением, только все персонажи объемны и, с помощью специальных приспособлений, действуют как бы от своего лица. Но выяснилось, что такая, увлекательная, вроде бы игра отнюдь не способствовала оздоровлению атмосферы в коллективе. {"Представьте группу высоквалифицированных ученых, воспитанных в духе материалистического подхода к действительности, скептицизма и нетерпимости ко всему, что отдает душком мистицизма; ученых, нацеленных на изучение фактов и только фактов. Что может привести к распаду такого коллектива?... Спектакль!... Что, если игра в Спектакль, которая по замыслу, должна была сплотить членов группы и помочь им сохранить здравый рассудок, по какой-то непонятной пока причине превратилась в обоюдоострый меч?"} [5] Причина распада группы так и осталась "за кадром". Зато персонажи Спектакля зажили собственной жизнью. И такое случалось, не правда ли? У скольких игровиков маска так прочно прирастала, что с ужасом осознаешь, что человек уже не играет, скажем эльфа (или короля), а верит, что так все и есть на самом деле. Жизнь здесь более жестока, чем литература - ожившие персонажи не заменили ученых, а просто обрели самостоятельность. Нечто похожее происходит и в повести С. Лукьяненко "Рыцари сорока островов". Некие инопланетяне снимают дубликат со способных ребятишек и переносят их в весьма искусственный мир - мир сорока островов, где нет ни одного взрослого, зато есть мечи и Игра. { "Значит так... Цель Игры - захватить чужие острова. Оружие Игры - мечи и кинжалы... есть арбалет. ... Нельзя играть в поддавки. Нельзя воевать ночью (!!! а, между прочим, в момент написания книги автор ничего не знал про ролевые игры, а про традиционный запрет ночной "боевки" тем более - Т.Б.)... нельзя смотреть вверх во время заката."} [6] За нарушение правил - наказание (мастера, они и в Африке - козлы!). Впрочем Игра она только называется Игрой, но в ней все всерьез - во время боя деревянный меч становится стальным и убитые умирают навсегда, а про то, что они всего лишь копии ребята не знают. Да и какая им, собственно, разница? Зачем все это пришельцам? {"Корабли вторжения с Лотана должны были прийти через тридцать земных лет после установления связи. Значит - на каждый момент времени у экипажа должны быть психологические карты будущих правителей Земли. Тех, кто придет к власти через тридцать-сорок лет. ... пришельцы вели отбор с запасом. В год через острова проходили тысячи подростков. Для них создали условия. Раскрывающие все стороны личности подростка. ... На Островах велась Игра с заманчивой и желанной целью (остров, подчинивший себе другие острова, возвращается домой - Т.Б.). Были правила ... сводящие Игру к поединкам разума и во- ли, а не накачанных мускулов."} [6] Итак, Игра, как модель общества. Многие любят порассуждать на эту тему. А еще чаще о воздействии игровых действий на реальный мир (немного истории - августовский путч 91-го года в соответствующих компаниях обсуждался в терминах ролевой игры. Почему не было штурма - так мастера же запретили финальную битву на ХИшке! Причем для одних это был чистый стеб, а для других не совсем стеб или даже совсем не стеб...). Примерно о том же в романе В. Шарова "Репетиция". Идея, приписываемая автором патриарху Никону, вполне безумна - если в точности повторить моменты истории, предшествующие явлению Христа, то он действительно придет на Землю во второй раз. Воплощение этой идеи он поручил комедиографу Сертану. "Если Сертан с первого раза угадывал и правильно выбирал исполнителя, роль скоро поглощала выбранного, он сливался с ней" [7] Он мог менять интонации, но "слова - до единого - были подлинные и ни разу никем не менялись - значит в Евангелии все было правильно, в подтексте каждого слова, которое произносили после Сертана актеры, было - что в Евангелии все правильно..." [7] Постепенно "шаг за шагом рождается Святая земля, из в сущности, обыкновенной и простой русской земли - Святая земля, это было настоящее чудо рождения... Собственно в Новом Иеруалиме мы видим попытку построения на земле другого, высшего мира, когда одухотворяется сама земля, когда она возводится душами и для душ..." [7] Сначала Сертану казалось, что ничего из этой затеи не выйдет, но шли репетиции и "вдруг оказалось то, что иначе чем чудо и понять нельзя, оказалось, что ему только и нужно, что поставить их [актеров - Т.Б.] и показать точку, где стоит Христос, а дальше все движение шло так, как будто Христос с ними действительно был. Они действительно шли за Ним, они поворачивались, затем останавливались, слушали, потом шли дальше, снова останавливались, окружали Его, слушали, снова шли, цепочкой вытягиваясь за ним, и все это, будто Он действительно был." [7] Как вы, вероятно догадались, второго пришествия не случилось. Однако, игра не умерла, а продолжала жить по своим законам несколько сотен (!) лет (автор прослеживает историю актеров и их потомков вплоть до середины нашего века). Так исторически сложилось, что роли передавались по наследству. А т.к. наследников было больше чем ролей, то не всем их хватало. По традициям этого замкнутого общества, "неролевики" были практически "вне закона" - их можно даже безнаказанно убить. Вообще роль определяла статус человека. "Отрицательные" персонажи, в первую очередь евреи, которых начинали играть обычные крестьяне, постепенно начали соблюдать еврейские обычаи, и отношение к ним было соответствующее - они Христа распяли. Причем, что самое ужасное, в миропонимании окружающих это сделали не их далекие предки, но они сами! Апостолы же, напротив, занимали важное положение в иерархической лестнице не только Мистерии, но и "по жизни". Таким образом, Игра стала делом жизни и не одной! для вполне реалистичных и не обладающих избытком фантазии крестьян. И опять полный набор проблем - отрицательные персонажи, "заигрывание" (куда уж дальше!), распределение ролей... Только что мастеров-козлов ради разнообразия не наблюдается. Заигрались и герои К. Саймака (прямо классик, наравне с Хейзингой!) из рассказа "Игра в цивилизацию". Там полигоном стала почти вся планета Земля. {"Пакстон размышлял о Проекте Продолжения, призванным сохранить все накопленные человечеством знания и искусства.
Потому и секция политики практикует прежние методы
политической борьбы, и секции дипломатов старательно создает
неразрешимые как будто трудности, чтобы затем преодолевать их.
... И разбросанные по всей Земле скромные мужчины и женщины
создают произведение живописи, и изящной словесности, стремясь
сберечь все, из чего складывается исконно человеческая культура,
не дать ей раствориться в новой и замечательной культуре,
возникшей из слияния духовных богатств многих звездных миров. И это нам знакомо - перенос игровых обид в жизнь. И мастера, там, кстати, тоже выписаны не лучшим образом - действуют в интересах одной из сторон. {"Игорь Бартеньев считал, что если б древнюю идею справедливости с ученым видом объясняли только философы, то мир выглядел бы гораздо непригляднее.
Пришло время буквально каждого из людей Земли заставить жить
искусством, дышать им. Ум воспитывается, нужно воспитать и душу,
и уж тогда сопереживающие друг с другом человечество освободится
от каких бы то ни было болезней, зашагает в бессмертие. Для меня до сих пор загадка, на какую забытую идею ссылается Тендряков (повесть была впервые опубликована в 1963-м году!), но о ролевых играх он рассуждает вполне квалифицированно. Есть в тексте и упоминание о мастерских персонажах - профессиональных артистах, играющих подлецов и о важности антуража для вживания в роль и отголоски дискуссии о степени натурализма на игре и даже "пинок" в сторону мастеров... И разумное замечание, что "игра порой врезается в память сильнее, чем жизнь".[9]
Итак, Игра - модель общества (С.Лукьяненко, К.Саймак [8]),
средство воспитания (В.Тендряков), развлечение (К.Саймак [5]),
бегство (К.Саймак [4]), метод воздействия на действительность
(В.Шаров). Что еще - обучение? В скрытом виде это присутствует во
многих произведениях - скажем, у Г.Альтова в "Третьем
тысячелетии". И везде все знакомые, набившие оскомину, проблемы.
Может стоит задуматься и попробовать менять систему?
|
Новости |
Кабинет |
Каминный зал |
Эсгарот |
Палантир |
Онтомолвище |
Архивы |
Пончик |
Подшивка |
Форум |
Гостевая книга |
Карта сайта |
Кто есть кто |
Поиск |
Одинокая Башня |
Кольцо |
In Memoriam
|
|
Отзывы Архивов | Хранители Архивов |