Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

М. Гистр

В защиту ролевого движения

Моя статья адресована прежде всего тем, кто, глядя на скачущих по лесам взрослых мужчин в пиджаках и при галстуке и с деревянной палкой, изображающей меч, в руке, воспринимают это в лучшем случае как чудачество. "До чего же мы докатились!" - говорите вы, но при этом вы не правы. "Мир очередной раз изменился, и опять не в лучшую сторону", - но нет! мир не менялся! Мир очередной раз остался всё таким же, и всё новое - это хорошо забытое старое. Как коротка стала наша память! Темп жизни, похоже, всё же действительно увеличился - как быстро стали мы всё забывать!

Не секрет, что у людей разного возраста различные системы жизненных ценностей - различные основы мировоззрения. Причем каждый человек за свою жизнь, если она не заканчивается досрочно, проходит всю шкалу - от системы ценностей младенца, для которого все существующее - это он сам (этакий вывернутый солипсизм), до восприятия мира человека, готовящегося уйти в мир иной, для которого его самого в мире нет, есть лишь другие люди, о благополучии которых только и имеет смысл заботиться. В рамках материалистической концепции описания мира для этого есть очень простое объяснение: сознание-то ведь вторично. Понятно, что с точки зрения выживаемости представителей вида скакать на ступеньку вверх по этой шкале нежелательно, поэтому люди предпочитают круг общения своего возраста (не в отношении прожитых лет, а в отношении мировоззрения) или меньшего, а общение со старшими воспринимается обычно как нечто нужное, крайне интересное, но что ни в коем случае не должно занимать заметную долю времени индивида.

Дела старших недоступны младшим - недоступны не по причине неумения делать, а прежде всего - из-за непонимания сути самих этих дел ("Появляется пару раз на дню на работе, ну, съездит, бывает, туда, сюда - за что он такие большие деньги получает?"). Дети младшего возраста как правило не очень-то интересуются, что там делают взрослые на своей работе. Подростки интересуются этим уже хотя бы потому, что взрослые ориентируют их на то, что какой-то работой им в скором времени все равно предстоит заниматься, и потому совсем не лишнее ознакомиться с тем, что это такое. Однако заниматься работой (я не имею в виду исполнять) они не могут - они отлучены от нее, прежде всего из-за своей неспособности делать это. И потому для подростков дела взрослых - это дела взрослых, а у них, подростков, должны быть свои дела. То есть, мир, в котором живет подросток, отличается от того мира, в котором живут взрослые люди. (Более обще: при прохождении по шкале жизненных ценностей субъективно изменяется мир, в котором живет человек, отсюда - "мир становится все хуже и хуже".) Таким образом, подростки и взрослые люди (можно делить также: молодежь и степенные, умудренные опытом) живут в разных мирах. Далее, поскольку дела взрослых - это дела взрослых, то у любого сообщества подростков (а подростки неизбежно объединяются в какие-либо сообщества, ведь человек - существо стадное) обязательно должно быть какое-то общее для них занятие, относящееся к их миру, а не к миру взрослых.

Теперь - о дежа вю.

Большевики, действовавшие исключительно основываясь на научных теориях, прекрасно понимали все вышеизложенное, и потому очень скоро после прихода их к власти в стране развивающегося социализма появились пионерские отряды. С распадом же социалистической системы дети осиротели. У них не стало своей организации - нечто вполне взрослого, но принадлежащего детям (это, конечно, идеализированное представление об этой организации, в предперестроичные годы почти совсем не соответсвовавшей отведенным ей функциям), не стало пионервожатых, по сути - взрослых детей, не стало крупных совместных игр, с большим количеством участников и большими возможностями для каждого. И вот - ролевое движение. Толпы бегающих с деревянным оружием великовозрастных пОдростков (см. "Тимур и его команда"). Среди которых - есть вполне возрослые и серьезные люди (пионервожатые). А время от времени - игрища, с огромным количеством участников ("Зарницы"). Полноте, действительно ли всего этого не было? И то, что во главе движения стоят весьма серьезные люди - разве не говорит это о чем-то? Разве не стоит воспринимать это всерьез уже хотя бы потому, что игнорировать это становится невозможно?

То, что в школах нет сейчас штатных ролевиков (массовиков-затейников), это только вопрос времени. Впрочем, сей бюрократический акт на развитие движения никакого влияния не окажет - он просто произойдет тогда, когда это окончательно назреет, и будет лишь плодом развития, а никак не наоборот, а до той поры определяющим в организации ролевых игр будет наличие способного к этому человека, имеющего достаточно высокий социальный и игровой ("она - все-таки Валар...") статус. Пока что наибольшую социальную активность проявляют толкиенисты, и включение Толкиена в школьную программу усилило это направление в ролевом движении, но все более заметными становятся альтернативные течения (неизбежные уже хотя бы потому, что, как известно, Профессор не всегда правдиво описывал произошедшие события). Определяющим в их развитии будет наличие интересных базовых художественных произведений ("Тимур и его команда"), без этого, как показывает практика, ролевая игра быстро затухает - изначальным игрокам без подпитки появлением новых играющих она надоедает.

Итак, что же я хотел всем этим сказать? Люди, серьезно занимающиеся ролевыми играми, заслуживают всяческого уважения, а ватаги носящихся с подобием мечей подростков лет тридцати - сочувствия (в плане разделения положительных эмоция), а никак не презрения. За ними - будущее.

Интересно, а что у нас будет вместо комсомола? Об этом - читайте следующую статью.

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов