Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Китоврас

Толкиен -Христианин или гностик? (Dec, 19)

К вопросу о соотношении Толкиена и христианства (Православия).

Наши уважаемые оппоненты, приведя цитаты из самого Толкиена и еще двух источников заявляют:

"опираясь на мнение этих двух авторитетных для нас мужей, мы отвергаем положение о несоответствии работ Дж. Р.Р. Толкиена с христианским вероучением."

Нам представляется, что такой подход неправомерен так как, ни одно из приведенных суждений не содержит в себе аргументации в пользу христианства концепции Толкиена. Мы решили подойти к этой проблеме несколько с другой стороны: провести сравнительный анализ концепции Толкиена, изложенной в его книгах, и христианства в его православном понимании.

Итак рассмотрим тексты.

1. Происхождение мира и отношения между миром и Богом.

Если в Библии мы видим единого Бога Творца, который "В начале сотворил Бог Небо и Землю" (Быт.1.1.), то в Сильмарилионе все выглядит несколько иначе: "В начале он (Илюватар - кит) сотворил аинур, первых святых, порождение его мысли, и они были при нем уже тогда, когда ничего другого не было" (с.5 здесь и далее цитаты из Сильмарилиона приводятся по изданию - Д.Р.Р.Толкиен, "Сильмарилион" М., 1992.). И именно в сотворчестве с ними Эру творит Арду, причем в результате этих совместных усилий получается некий полуфабрикат: "Но когда валар вошли в Эа, они, пораженные, остановились, в замешательстве, потому, что мир показался таким, как будто ничего еще не было сделано..." (с.9). Это описание как будто перекликается с библейским "Земля же была безвидна и пуста" (Быт, 1.2.), но если Бог Библии сам в шесть дней творит на Земле все сущее, то в Арде этим занимаются младшие демиурги - валары.

Отсюда вытекает и еще одно существенное отличие между Библией и Толкиеном - в Библии между Творцом и тварями нет посредников - Все дышащее да хвалит Господа! (Пс.150:6 ), у Толуикена же Эру так и не вступает в созданный с его участием мир. Его владыками стали младшие демиурги аинур, получившие имя валары - силы мира. Последнее прозвище, кстати, дает возможность соотнести их с языческими богами, олицетворением сил природы.

Таким образом с первых же страниц произведений Толкиена мы наблюдаем разительное отличие от библейского понимания Бога , мира и их соотношения друг другу. Здесь Толкиен очень близко подходит к гностикам, также рисовавшим целую небесную иерархию божеств - "эонов", при этом мир там творил, как правило один из таких младших богов, обычно злой демиург. Заметим, что и у Толкиена, в отличие от Библии злое начало - Мелькор, - принимает участие в творении мира именно как творческое начало - "и Мелькор так же был там среди первых, и он вмешивался во все, что происходило, обращал если мог к совей пользе, для своих целей." (Сильмарилион, с.9).

2. Добро и зло в Библии и у Толкиена.

Согласно христианскому вероучению зло в мире начинается с неправильного использования человеком своей свободы, мир изначально благ, ибо "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма." (Быт. 1.31.), и лишь по воле человека зло врывается в мир, то у Толкиена зло присутствует почти изначально, еще до творения мира, Мелькор восстает против Эру, и первое столкновение "добрых" валар и Мелькора происходит еще в процессе творения мира из-за банального вопроса Кто главнее?

В Библии же конфликт между Богом и противостоящим ему начинается из-за человека, из-за того, что Люцифер вынужден поклониться человеку, созданному по образу и подобию Божиему.

У Толкиена же зло присутствует в мире изначально и более того, отвечает замыслу верховного божества.

Такой подход сближает Толкиена с гностическим манихейством, где добро и зло - две изначальные силы, борющиеся друг с другом.

Далее - в Библии добро и зло в принципе непримиримы, у Толкиена же Мелькор то конфликтует с прочими валар, то мирится с ними (хотя и продолжает в тайне плести свои черные замыслы. Опять таки гностическое утверждение о невозможности абсолютного добра и абсолютного зла.

3.Человек в Библии и человек у Толкиена

В Библии человек создан по образу и подобию Божиему и является владыкой мира "и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле."(Быт.1.26). У Толкиена же люди гости в арде или даже чужие (Сильмарилион с.30). Это опять же гностическая идея, гностики много пишут о том, что человек чужой в этом мире, и что должен освободиться от мира.

Свобода человеческая в православии и у Толкиена трактуется по разному. Если православное вероучение признает человека полностью свободным, то Толкиену близка католическая идея предопределения, также имеющая гностические корни - "Придет время, и они обнаружат, что все, ими созданное, ведет в конце концов к прославлению моего труда" (сильмарилион с.30). Задумаемся - "все ими созданное" - в том числе и злое.

Далее в библейском понимании смерть человека - результат его собственного греха, т.е. рожденный для жизни вечной человек умирает именно в результате своих грехов. В Сильмарилионе смерть людей - дар верховного божества. Вдумайтесь - смерть - это дар. Христиане полагают, что Господь даровал нам жизнь вечную....

4.Об эльфах, о которых много сказано, и об орках о которых говорить не любят

У Толкиена помимо людей есть другие разумные расы - эльфы, орки, гномы и хоббиты. Кто они суть?

Гномы возникают чисто по языческому сценарию - одному из демиургов (Ауле) понадобились подсобные рабочие и он занимается их созданием, правда преуспеть в этом ему удается лишь с помощью верховного божества, т.е. языческий миф смешивается с гностическим, где люди являются порождением младшего демиурга, но верховный Бог из жалости к ним, дает им бессмертную душу.

О происхождении хоббитов, Толкиен почти не пишет. Только Гендальф нечто знает, но молчит. Однако само их название в Средиземье - половинчики наводит на мысль о шумеро-вавилонском мифе, где боги состязаясь в магии творят человеков, при этом у них зачастую получаются страшные уродцы. Уж не результатом такой попытки валар являются половинчики (недоделанные) хоббиты?

Но показательнее всего рассмотрение трех основных рас средиземья - изначально хороших Эльфов, изначально плохих орков и людей. Эльфам, независимо от их поведения, а оно судя по истории сильмарилей может быть далеко не самым добродетельным - резни и предательств там хватает, изначально даровано бессмертие. Орки - изначально обречены, как бы хорошо они себя не вели. Люди во многом зависят от своего поведения. Это очень напоминает гностическую систему Валентина, по которой "существует три рода людей: обреченные на гибель материальные люди (илики, хоики), люди душевные (психики), которые могут достичь спасения, хотя и не совершенства, верой и добрыми делами, и люди духовные (пневматики), которые уже спасены в силу заложенного в них духовного семени и , обладая гносисом, не нуждаются ни в делах, ни в вере"(Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М., 1994, с.34) т.е. концепция разумных существ Толкиена также заимствована у гностиков.

На основании всего вышеизложенного мы делаем следующий вывод - по ряду ключевых моментов концепция Толкиена не является христианской, а является гностической, т.е. около и противохристианской.

И последнее - по прочтении тезисов наших уважаемых оппонентов у нас появилась следующая ремарка:

В приведенном ими письме Толкиена он пишет:

"... я не вложил туда или обрезал практически все ссылки на все, сколько-нибудь подобное "религии", культу или обычаям в этом воображаемом мире."

Заметим, что согласно распространенному утверждению он создавал утраченную эпическую историю Англии, так вот для эпоса как раз нехарактерно устранение религиозного момента - Боги наравне с героями действуют в Илиаде и Одиссеи, взывают к ним герои Старшей Эдды и Калевалы, в христианских эпосах молятся Богу герои "Поэмы о нибелунгах" и "Песни о Роланде", молится Богу и Князь Игорь. А вот у Толкиена сего почему-то нет, "религиозный элемент растворен во всей этой истории и ее символизме" причем растворен, читай - спрятан, настолько хорошо, что сразу его и не найдешь. Для сравнения у Льюиса в "Хрониках Нарнии" он лежит настолько на поверхности, что понятен даже неискушенному в религии русскому читателю. Да и религиозную грамотность англичан не стоит преувеличивать, для английских читателей Толкиена Джон Леннон значил больше чем Господь...

Все вышеизложенное и позволяет нам подвергать сомнению утверждение, что концепция Д.Р.Р.Толкиена является христианской. С нашей точки зрения - гностической, т.е. жизнеотрицающей.

С уважением, Китоврас.

При написании данных тезисов была использована следующая литература:

1. Библия. Синодальный текст М., 1992.

2. Д.Р.Р.Толкиен Сильмарилион. М., 1994

3. Л.П.Карсавин Святые отцы и учители Церкви. М.,1994

4. о.А.Кураев Школьное богословие, М., 1999

5. о.А.Кураев Лекции по филосифии и богословию Православия, расшифровка аудиозаписей. (Юыли прочитаны в МГУ в 1997/98 учебном году).


Обсуждение

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов