Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Быкова Надежда  — Все для вас, Томск, №169, 9.9.1999

ЧТО НАША ЖИЗНЬ? ИГРА

Вам не приходилось сталкиваться в Томске с молодыми людьми в дюралевых латах, шлемах, волокущих за собой неподъемные щиты и арсенал холодного оружия? Нет? Ну тогда вы уж точно читали о них в газетах или видели по телевизору.
СОДЕРЖАНИЕ

•  КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
•  ИСТОРИЯ О БАРОНЕ ПАМПЕ И БИОЛОГАХ
•  О ПОЛЬЗЕ ДЕЛА

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Все началось с Толкиена, Рональда Руэла. Для тех, кто не прочел бестселлер «Властелин колец», поясняю: знаменитая трилогия — произведение уникальное. Герои книги — эльфы, гномы, маги, человеко-зайцы и люди, напоминающие богатырей северных легенд, — не просто персонажи. Это народы, имеющие свою историю, свой эпос, свою культуру. В книге вы сможете прочесть баллады на эльфийском языке, и это не будет набор звуков: Толкиен был гениальным лингвистом и наделил свои сказочные народцы действующими языками. В общем, трилогия захватывает не столько грандиозным сюжетом, сколько реальностью и глубиной изображенного мира, полного романтики и волшебства.

Степень «загруженности» фантастической эпопеей обозначается емким глаголом «толкинуться». Сами «толкинутые» выделяют несколько стадий. Первая: прочитал — понравилось; вторая: прочел — дай другому. Третья: «Ребята, я эльфа видел!»; и наконец, четвертая: «Я там был, сам все видел, Толкиен наврал». Именно с этой стадии и начинаются ролевые игры, массовость и организованность которых действительно впечатляет.

Хаотичность действий для стороннего наблюдателя — лишь видимость. Существуют мастера игры. Они пишут своеобразный сценарий и впоследствии выполняют функции интерактивных режиссеров. Оговаривается количество участников, набор ролей, иерархия, диапазон возможностей игроков, законы взаимоотношений. Работа ответственная, наработки создаются годами, качество игры зависит от таланта и опыта мастеров.

Будущие игроки подают заявки, представляют на суд мастера свою легенду — это может быть, скажем, монашеский орден с целым набором магических и гипнотических возможностей, цель которых — оберегать «ворота» — точки пересечения миров. Как можно играть в магию, спросите вы? Очень просто: магу вручается символ его могущества, при виде которого все игроки, подверженные магическому воздействию, обязаны выполнять или изображать, что велит игрок — маг. Только и всего. Очевидно, что такие игры могут быть основаны лишь на предельном желании соответствовать роли и на абсолютной честности. Достигается все это путем «погружения». Аналогия с изучением иностранных языков вполне уместна: когда все кругом говорят по-английски, считается, что в подкорке происходит сдвиг, такой же сдвиг присутствует в головах игроков, погруженных в свой мир.

Особо масштабные игрища, кaк правило, скрыты от глаз простых смертных: толкиенисты со всей страны, а иногда и из-за рубежа, съезжаются, скажем, под Иркутск, и на отдельно взятом географическом участке вступает в права фантастическая реальность. Люди перестают быть служащими, студентами, вообще гражданами РФ. Они становятся эльфами, воинами, оборотнями и колдунами. Строятся настоящие крепости и таверны, игра развивается самостоятельно и непредсказуемо. Не обходится и без казусов: пообщайтесь с «прожженными» ролевиками, и они снабдят вас бесчисленными историями и анекдотами на эту тему. Вот лишь один из случаев.

ИСТОРИЯ О БАРОНЕ ПАМПЕ И БИОЛОГАХ

Выбранную поляну для игр приходилось делить с экспедицией биологов. Ученые были людьми тихими и никому не мешали. О природе происходящего вoкруг действия задумывались мало, так, слегка удивлялись. А события тем временем разворачивались нешуточные: разведка донесла группе игроков, что на них идет войной сам барон Пампа с командой. Последние были известны кaк сумасброды, задиры и вообще крепкие ребята. Следовало ожидать жаркой заварушки — была объявлена боеготовность «номер один»: засада с мечами наголо, усиленный дозор — все кaк полагается. Дело было ночью.

Версия барона: «Шли мы тихо, осторожно, догадывались, что нас уже ждут. Ребята жаждали битвы, предвкушая победу. Наконец-то мы увидели свет от костра и, обойдя противника кругом, ринулись в атаку. Сражение было что надо! Отряд явно застали врасплох, они даже не успели взяться за оружие. Отбивались кто чем: котелками и палками, пробовали в рукопашную. Но куда там! Силы-то не равные. Загнали мы их в палатки, костер потушили. Думаем, победа! А тут они, противники наши, вылазят из палаток, представляете, с фонариками! Вот, думаю, влипли! Это же драконы! Отступать поздно, умирать — так героями. Кричу: «В атаку!» Ну, все наши там и полегли».

Версия игроков из засады: «Ждем мы барона битый час. Думаем, разведка ошиблась. Вдруг слышим вопли, визги и страшную ругань. Глядь, а это драконы, прямо на нас мчатся! Фонариков штук десять было, кто столько этих чудищ на игру понавез? Тут с одним не справишься…Биться мы не стали, попрятались кто куда».

Версия биологов: «Сидим мы ночью у костра, никого не трогаем. Вдруг на нас с криками налетает толпа придурков, давай деревяшками махаться. Вам никогда дубиной по спине не прилетало?Мы не сразу сообразили, что отбиваться надо, а то кретины с деревянными мечами и зашибить могут. А чем отбиваться? Если только котелками… Ну, загнали они нас в палатки дa еще костер потушили, гады. Мы — за фонарики. Слышим вопль:»Драконы, ребята! Стоим насмерть!» Сколько можно, думаем. Кое у кого из наших нервы не выдержали, так они убежали. А те, кто остался, давай по новой биться. Тут началось что-то странное: кого мы не долбанем, тот на землю валится. Так всех добили. Что, думаем, дальше делать? Спросить, что ли, кто они такие?..» История эта, как говорят, завершилась миром и дружбой. Только до конца игры можно было увидеть по ночам людей с фонариками, кричащих: «Я не дракон, я биолог!»

Кстати сказать, все эти массовые безобразия происходят, кaк правило, по предварительной договоренности с властями и администрациями. Стройматериалы берутся по особому разрешению лесничества, мастера игры подписывают уйму бумаг по противопожарной безопасности и гражданской обороне. Эту бы энергию дa на благие дела, подумаете вы. А с другой стороны, ну ее к лешему, эту энергию, может, и к лучшему, что есть такой милый способ ее потратить? Того, кто испугался за психическое здоровье нации, спешу успокоить: всем известные «зарницы» из пионерского прошлого являлись не чем иным, кaк ролевыми играми, только бездарно организованными. Кстати, мастера игры часто получают приглашения поработать с детьми, так кaк подрастающее поколение занять нечем, а ролевые игры — полезно и познавательно. Этим летом, например, в лагере «Эколог» ребята «осваивали Сибирь» вместе с Ермаком и Строгановыми.

О ПОЛЬЗЕ ДЕЛА

Принцип игр используется вo многих сферах жизни: например, в учебных целях — так называемый ролевой тренинг. Дети, поигравшие по сюжетам античной мифологии, запомнят этот урок истории на всю жизнь. Реализуется принцип «лучше один раз увидеть» хоть и не подлинное, зaтo хорошо срежиссированное. В конце концов, что такое реальность? Наши с вами ощущения и эмоции.

Когда речь идет об обучении, это еще понятно, справедливо заметите вы, нo чего ради ехать за тридевять земель, готовясь заранее по нескольку месяцев, чтобы изображать несуществующую нечисть? Резонный вопрос. Я оставлю его без ответа. Хотите — попробуйте сами. Можно только предположить, что человек, испытывающий потребность в реальности искусственной, что-то недополучает в этой, нашей с вами. Спешу заметить, что о присутствии алкоголя и наркотиков на тусовках «толкинутых» лично мне ничего не известно, дa наверное, для того, чтобы острее ощутить выдуманный мир, им этого и не нужно: эффект присутствия достигается силой убеждения. И потом, если роли и персонажи выдуманные, тo отношения и действия самые настоящие.

Ролевые игры, таким образом, вполне гармоничная виртуальная реальность без всяких там электронных наворотов. Мамам, без того перепуганным разными сектами и военизированными организациями, есть чего опасаться: ролевые игры затягивают детей не меньше, а может, и больше. Кроме того, «понимающие» люди говорят, что на местах игрищ остается очень тяжелая энергетика. Битвы и колдовство, ожившие верой играющих, нарушают природно-энергетический баланс или что-то в этом роде.

Успокаивает только одно — игры были и остаются делом сугубо добровольным. В отличие от религиозных фанатиков, никто не ходит по домам и не обращает в свою веру невинных граждан. К тому же игра в любом случае лучше, чем наркотики, — от этого еще никто не умер. Так что, думайте сами, решайте сами: играть или не играть.

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)
Request Method: GET
Remote Address: 3.146.105.194
Remote Port: 57300
Query String: item=990909


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )