Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Меркачева Ирина — Брянский рабочий (Брянск), 15.1.1999
Спасибо за статью, Амдир!

Среди гоблинов и фей живут странные люди — толкиенисты

Передо мной сидели две девушки, паренёк и солидного возраста мужчина, который на первый взгляд не клеился ко всей честной компании. Ребята мне показались странноватыми. Они с дикой восторженностью и с каким-то непостижимым для несведущего человека энтузиазмом рассказывали, каково быть злым эльфом, сеньором, мудрецом или колдуном. Многие бы посчитали, и возможно не зря, что эти люди «не от мира сего». Впрочем, обо всём по порядку.

В середине этого века Джон Рональд Толкиен, филолог, профессор Оксфордского университета, мудрый философ, был уже достаточно известен. Славу ему принесли сказки, которые он писал для подрастающего поколения. Подростки буквально пьянели от толкиеновского «Властелина колец» и, будучи посвящёнными в эту радостную тайну, готовы были вести бесконечные разговоры о Фродо и Горлуме, Нуменоре и Высоких Эльфах…

Культ Толкиена возник за рубежом летом 1965 года, когда американской аудитории (в основном студенческой) не хватило миллионного тиража «Властелина колец». На западном побережье Америки и в штате Нью-Йорк как грибы множились толкиеновские общества. Фэн-клубы устраивали вечеринки, на которых молодые люди появлялись одетыми по хоббитовской моде и угощались сидром. Произведения Толкиена стали своего рода литературным наркотиком для хиппи от Сан-Франциско до Непала, а спустя пару десятков лет «Властелин колец» добрался и до России. Строгим дядям и тётям, считающим (и в какой-то степени справедливо), что всё приходящее к нам с Запада развращает молодёжь, на этот раз советую не спешить с выводами.

Два года назад одна из брянских газет напечатала письмо Татьяны Лавреновой, студентки литературного факультета БГПУ. И буквально через несколько дней Тане стали звонить сверстники, как и она, неравнодушные к ситуации, в которой оказалась молодёжь. Однажды позвонил девушке молодой человек по имени Павел, сказал, что увлекается Толкиеном, и предложил встретиться. Так всё и закрутилось. Единомышленники решили создать клуб и назвали его «Феникс».

Чем же занимаются толкиенисты? Прежде всего… играют. Собираются молодые люди в каком-нибудь месте (причём на игру приходят до семидесяти парней и девушек), каждый выбирает себе персонаж и разыгрывает определённую драматическую ситуацию. Создатели ситуации — мастера. Они моделируют мир, основываясь на литературном источнике.

Обычно игры проводят в лесу: там и просторно, и с милицией проблем меньше. «Стражи порядка очень интересуются, кто мы такие, почему кучкуемся, — говорит Татьяна, — спрашивают, мол вы не часом не хиппари? Иногда „докапываются“ до наших костюмов, оружия». Да, в наших правоохранительных органах работают люди серьёзные, и всякое «дураченье» им непонятно.

Итак, оказавшись в привычной «ёлочной» обстановке, толкиенисты настраиваются, входят в образ и… бац, они уже в сказке! А здесь можно делать что душе угодно, ведь мастера — не режиссёры, дублей нет, а свобода (в рамках игры) полная.

Непременной частью каждой игры являются поединки. Оружие — чисто символическое, к примеру, палка или деревянный меч. Ну без синяков и ушибов, конечно, не обходится. Зато какой выход негативной энергии! Интересную вещь поведал мне старейший в Брянске толкиенист Игорь Семенов, тот самый мужчина в возрасте, о котором я говорила в самом начале. С тех пор как он с двумя дочками увлёкся ролевыми играми, некоторые домашние споры (к примеру, кому мусор выносить, выгуливать собаку) они решают на мечах. «Очень удобно. Всем советую» — смеётся он.

Зрители на игре нежелательны. «Можно присутствовать, но не ломать игру, — говорит Дмитрий, член «Феникса», — то есть пассивному наблюдателю придётся стать каким-нибудь кустиком, деревцем. Но всегда может случиться что-нибудь непредвиденное, ведь никто не знает, как развернётся игра, вдруг персонаж захочет спилить дерево?..»

Нет зрителей, следовательно, и судить некому. Однако толкиенистам это и не нужно, они сами оценивают свою игру. Если же та не удалась, все хором скандируют: «Мастера — козлы!» или «Ты-то виноват». Впрочем, подобное случается редко.

Что же даёт игра, кроме возможности прожить несколько жизней? У подростков развиваются фантазия, актёрские способности. Им волей-неволей приходится перелопачивать кучу всевозможной литературы, знакомиться поближе с великими мудрецами прошлых веков. Важно, что игра учит коммуникабельности. Каким бы человек ни был скованным и закомплексованным, рано или поздно на игре он «расколется».

Окружающие относятся к толкиенистам (99 процентов из которых школьники и студенты) по-разному.

— Однокурсники над моим увлечением посмеиваются, — говорит Татьяна, — родители смирились, преподаватели о нём не знают, а если знают, то относятся с пониманием. Ну а друзья у меня такие же, как я. Конечно, нам приходится сталкиваться с другими молодёжными течениями. С «гопниками» пару раз были серьёзные конфликты — им наш вид не понравился.

Само собой разумеется, толкиенисты общаются, так сказать, с братьями по увлечению. Весной, летом и осенью проходят всероссийские толкиенистские игры, непременные участники которых брянские юноши и девушки.

Тут уж сказка достигает гигантских масштабов.

Вроде бы всё хорошо, но один вопрос никак не давал мне покоя: может, молодёжь с помощью этих игр пытается уйти от реального мира в мир иллюзий? Ведь в то время, когда Толкиен был в моде на Западе, миллионы американцев переживали великую депрессию, люди стремились убежать от действительности.

— Я бы не сказал, что мы прячемся от действительности, — не соглашается Игорь Семенов, — ведь шесть дней в неделю мы никуда не бежим, живём в зримом мире, решаем проблемы. А на седьмой день сами себе дарим другую жизнь. Неужели мы не имеем на это права?

Право-то, конечно, имеется. Но иногда происходят события, которые заставляют взглянуть на эти игры по-особому.

— Однажды, — рассказывает Татьяна, — в очередной игре мы воспроизводили следующую картину: поселение разгромлено, вождь убит, уцелела только одна девушка. Она идёт по пепелищу родной деревни в надежде найти ещё кого-нибудь живого. Вдруг видит раненого мужчину и с воплями бросается ему на шею. И тут с ней случается настоящая истерика. Уже после того, как игра окончилась, она два часа отходила.

Подобные психологические «напряги», увы, у толкиенистов нередки. Были случаи, когда ребята переставали различать грань между игрой и действительностью. Так, один парень отправился после игры домой в костюме толкиеновского героя и некоторое время на самом деле считал себя колдуном. Лишь после того как прохожие стали оборачиваться ему вслед, он пришёл в чувство.

Психологи тоже опасаются подобных реакций и предупреждают: заигрываться не нужно.

У толкиенистов стало доброй традицией собираться после игры у кого-нибудь в квартире и распивать чай, делиться впечатлениями и проблемами. Жаль только, что для подобных сборов у них нет определённого места.

Прошлой зимой любители Толкиена затоптали лыжню губернатору, чем обратили на себя его внимание. Лодкин ими заинтересовался, спросил, чего бы они хотели. Татьяна, как президент клуба «Феникс», попросила помещение и… «денежку». Ведь для каждой игры требуются костюмы, ксерокопии фабул мастера. Впрочем, каждый член «Феникса» платит взнос (вступительный — 10 процентов от минимального оклада, ежегодный — 20).

Средства из-за дефицита бюджета толкиенистам так и не выделили, да и с помещением вопрос тоже не решился. Пока.

Один молодой человек, присутствовавший на заседании пресс-клуба, посвящённом толкиенистам, многозначительно произнёс, мол, странные вы — денег, видите ли, вам подавай… а за что?.. Для себя ведь играете, какой от вас толк, какая польза?

Возьму на себя смелость ответить на этот вопрос за толкиенистов. Во-первых, молодёжи помогать нужно. Во-вторых, согласитесь, лучше, если подростки увлекаются ролевыми играми, а не пьют и колются в подвалах. Например, одна из участниц игр — Ольга три года употребляла пользующийся среди молодёжи популярностью наркотик «винт», и клуб «Феникс» помог ей преодолеть зависимость. «С наркотиками я завязала сама, — объясняет девушка, — но в тот момент состояние было удручающим, нужно было за что-то уцепиться в этой жизни. Я очень эмоциональный человек, а потому мне просто необходимы какой-то стимул, новая цель. Вот тут и пришли на помощь ролевые игры».

Когда-то всю молодёжь объединяли пионерия и комсомол. Теперь вместо этих организаций появилось огромное количество новых молодёжных движений. Как говорится, свято место пусто не бывает. Юноши и девушки так же, как и раньше, ищут ответы на вечные вопросы, пытаются постичь смысл жизни и определить своё место в ней. Только вот разными путями-дорогами.

Лично я прониклась к толкиенистам симпатией. Позавидовала их умению отрешиться от «сего суетного мира» и представить лес огромным загадочным замком, палку в руках — настоящим сверкающим на солнце мечом, а себя — странствующим рыцарем, родившимся для того, чтобы освободить землю от тёмных сил…

Ведь все мы в душе верим в рождественскую сказку и мечтаем побывать в волшебной доброй стране.

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)
Request Method: GET
Remote Address: 3.15.6.77
Remote Port: 62345
Query String: item=990115


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )