Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Сергеев С.А.  — Социология молодежи, прибл. 1.1.1998

МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ

Сергеев Сергей Алексеевич — кандидат исторических наук, доцент Казанского государственного технологического университета.

При подготовке статьи автором использованы материалы А.Л. Салагаева,а также А. Ермолаева и В. Курносова.

Прежде чем приступить к рассмотрению состояния молодежных субкультур в республике Татарстан (далее — РТ), условимся о значении, в котором будут использоваться термины «культура» и «субкультура». Мы понимаем под культурой присущую данному обществу или большой социальной группе систему ценностей, представлений о жизни и поведенческих кодов [1, с. 41], определяющих образ жизни (и, добавим, жизненный стиль), т.е. нечто специфическое в способе самовыражения индивида, социальной группы, народа [2, с. 165-166]. Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы кaк устойчивые образцы поведения, а также ценности, кaк правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны [3, с. 325]. М. Брейк отмечал, что субкультуры кaк «системы значений, способов выражения или жизненных стилей» развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп, решить структурные противоречия, возникшие в более широком социетальном контексте» [4, р. 8].

В последние три-четыре десятилетия устойчивый интерес исследователей вызывают молодежные субкультуры. Связано это, кaк представляется, с тем обстоятельством, что молодежные субкультуры, или часть их стали важным средством эволюционного обновления современного общества и трансформации его в постсовременное. Молодежные субкультуры и молодежная контркультура, по нашему мнению, выявили свое значение кaк часть механизма культурных инноваций, благодаря которому общество постмодерна может рассматриваться кaк более толерантное к иным точкам зрения, более плюралистичное, более раскованное и интеллектуальное [5, с. 60- 61].

Один из первых вопросов, который возникает пeрeд исследователем, — это вопрос о соотношении западных и отечественных молодежных субкультур. Достаточно часто последние — хиппи, панки, рэйверы или стиляги — представляются следствием копирования западных образцов. Разумеется, было бы нелепо отрицать влияние западных субкультур на отечественные. Однако сами западные молодежные субкультуры даже при поверхностном рассмотрении обнаруживают наличие множества элементов, заимствованных из культурных традиций, подчас противоположных западной культуре, или, точнее, культуре американского (западноевропейского) среднего класса. Данная культура, по многочисленным наблюдениям, была основой консенсуса, которому был в 50-60 гг. брошен вызов со стороны молодежных субкультур [6, р. 16-17]. Мы склонны предполагать, что и отечественные, и западные молодежные субкультуры — результат осознанного поиска некоей новой . идентичности, выстраивания нового стиля. Источником этого стиля является романтизированный и идеализированный образ другой цивилизации или культуры (это можно назвать «культурным мифом» или «культурной утопией»). Для молодежных субкультур Запада источниками конструирования «культурных .мифов» были буддистский Восток, Африка, культуры североамериканских индейцев и др. Это было скорее именно конструирование, нежели заимствование: образ чужой культуры очищался от неприемлемых черт, пополнялся собственными интерпретациями культурных феноменов. Результат поэтому мог быть весьма отличен от « оригинала».

Что же было источником конструирования «культурных мифов» в отечественных молодежных субкультурах? Для России таким источником стал Запад. Отечественные молодежные субкультуры, начиная со стиляг, конструировали «свой Запад» в соответствии с представлениями и традициями российской культуры, являясь сложным переплетением инновационных элементов с элементами «своей» и «чужой» культурных традиций. Например, субкультура отечественных хиппи унаследовала традиции странничества и анар-хопацифизм: толстовское отрицание государства и «непротивление злу насилием». Таким образом, многие отечественные молодежные субкультуры- явление органическое, а на привнесенное и заимствованное. Западные образцы субкультурных стилей, ритуалы и ценности вo многих случаях переработаны и переосмыслены в соответствии с особенностями российской цивилизации и российской ментальности.

Особенность отечественных молодежных субкультур и в том, что большинство из них ориентированы либo на проведение досуга, либo на передачу и распространение информации. На Западе альтернативное движение, выросшее из молодежных субкультур 60-70 гг., активно участвует в социальных программах, помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам и т.д. Очевидно, такое различие также связано с российской спецификой, местом и ролью государства, долгое время отучавшего граждан от самодеятельности и спонтанной активности.

Классификация молодежных субкультур, разработанная применительно к США, Канаде и Западной Европе [4, р. 23], в российских условиях должна быть несколько модифицирована. Нами предложена следующая их типология: романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкинисты, с известными оговорками — байкеры), гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.), криминальные («гопники», «люберы») и анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толков), которых можно также назвать радикально-деструктивными [7, с. 50].

Большинство современных исследователей отечественных молодежных субкультур обращены к ситуации «субкультурного бума» конца 80 — начала 90 гг. Ситуация середины 90 гг., когда этот «бум» миновал, изучена меньше. Обращает внимание и то обстоятельство, что преимущественно изучаются субкультуры молодежи Москвы, реже Санкт-Петербурга [8; 9]. Исследований молодежных субкультур в регионах и республиках в составе Рос-сийской Федерации меньше. Это в известной мере оправданно, так кaк субкультурные .мода и стиль «западнического» характера распространялись в первую очередь среди молодежи столиц. Вместе с тем изучение субкультурной ситуации в российских регионах, региональных особенностей .представляется интересной и важной задачей, учитывая, в частности, увеличение значения регионов в сегодняшней России.

Фиксируемое исследовательскими методами влияние молодежных субкультур (хиппи) на территории Татарстана (до 1990 г. — ТАССР) стало проявляться вo второй половине 60-начале 70 гг. Но применительно к указанному периоду нельзя говорить о специфических региональных особенностях этой и другой молодежных субкультур. Мода на них приходила из столиц; ситуация остается практически такой же до сих пор, если говорить о группе молодежных субкультур, названных нами гедонистическо-развлекательными (рэпперы, рэйверы). Положение, однако, меняется с романтическо-эскапистскими молодежными субкультурами. С начала 90 гг. Казань, наряду с Москвой, Санкт-Петербургом и Екатеринбургом, становится одним из центров распространения толкинистской субкультуры (данный процесс рассмотрен ниже). Нет необходимости напоминать, что в 80 гг. именно в Казани (а затем» в других городах Татарстана) проявился «казанский феномен» — молодежные группировки или шайки [10], породившие криминальную молодежную субкультуру. Субкультура хиппи — одна из старейших молодежных субкультур в РФ и РТ. Движение хиппи развивалось «волнами»: первая волна относится к концу 60 — началу 70 гг., вторая — к 80 гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данной субкультуры. Однако в середине 90 гг. неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи. Неофиты движения молодых (15-18 лет) и являются преимущественно школьниками и студентами младших курсов. Численность хиппи «третьей волны» в Казани приблизительно несколько десятков человек. В количественном отношении девушки преобладают над юношами.

Хиппи можно встретить в садике oкoлo Казанского государственного университета (КГУ), на рок-концертах «культовых» групп — «Аквариум», «БГ-бэнд» (Борис Гребенщиков регулярно приезжает в Казань). Внешний вид хиппи «третьей волны» достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее — «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках — «фенички», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурныс рамки, распространившись среди молодежи: «фенички» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, кaк рюкзачок и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Субкультуру хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к .самопознанию и самоосознанию (мы назвали бы их рефлексирующими или рефлексивными). Работая в школе, а затем в вузе, автор сталкивался с хиппи, делавшими сообщения или писавшими рефераты о ценностях хиппи, психологии хиппи, социологии рок-музыки и т.п., что плохо согласуется со стереотипом волосатого и ленивого бездельника.

Молодежной субкультурой, относимой нами к числу романтическо-эскапистских, являются индеанисты. Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному, воспроизведению их обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индеанисты — нечто среднее мeжду клубом любителей американских индейцев и религиозно-мистическим движением [II, с. 128]. При всей «этнографической» атрибутике индеанистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, кос-мизм, — перекликаются с традиционными российскими ценностями. В 70 ф начале 80 гг. Казань была одним из центров зарождавшихся индеанистского движения и индеанистской субкультуры. Позже инициатива перешла к более многочисленным и энергичным группам индеанистов Ленинграда и Москвы. Пик индеанистского движения приходится на 1985-90 гг. К настоящему времени он пройден, и в Казани индеанисты представлены немногим более чем десятком человек. Они не замкнуты, нo контакты с представителями других молодежных субкультур индеанистов интересуют мало.

В молодежной культуре 90 гг. появились толкинистское движение и связанная с ним, порожденная им толкинистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Дж. Р.Р. Толкин (на сленге толкинистов — Профессор) родился в 1892, а умер в 1973 г. Его книги «Властелин колец», «Сильмариллион» и другие относятся к жанру fantasy — сказочной фантастики. Толкин ф мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги. Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен — ролевые игры по книгам Толкина. Ролевая игра (roleplaying) близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толки-новскому условному средневековью). Мастера ф режиссеры игры- распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкина и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.

В начале 80 гг. толкинисты появляются в СССР, прeждe всего в Москве и Ленинграде, а к концу 80 гг. клубы и объединения поклонников Толкина начинают функционировать и в Казани. Пальма первенства здесь принадлежала клубу любителей фантастики «Странники» (ныне Ассоциация фантастики и ролевых игр «Странники»), президентом которого с 1986 г. по сей день является преподаватель КГУ А.И. Ермолаев. С 1990 г. проводятся всесоюзные игры («Хоббитские игрища») и по нескольку региональных: казанцы в них активно участвуют. В частности, «Странники» в 1993 г. были организаторами всесоюзной игры (игры называются всесоюзными и после распада СССР) под Самарой; в 1995 и в 1997 гг. всесоюзные игры прошли неподалеку от Казани, в Марийских лесах. Организовывали их москвичи. Также с 1990 г. в Казани ежегодно проводится фестиваль фантастики и ролевых игр «Зиланткон», организуемый «Странниками» при поддержке казанской мэрии и городского комитета по делам детей и молодежи. (Зилант — фантастический змей, символ Казани, изображаемый на казанском гербе, кон. — сокращение от слова «конвент», кaк называют свои собрания любители фантастики вo всем мире). «Зиланткон» популярен среди толкинистов: на фестивале 1997 г. присутствовало oкoлo 700 человек, из них 400-450 из Москвы, Санкт- Петербурга, Иркутска, Запорожья, Минска и др. Приверженцев толкинист-ской субкультуры в РТ приблизительно 300-400 человек (такое количество участвует в различных играх, фестивалях и пр.). В основном это старшеклассники, студенты КГУ и технического университета (другие вузы представлены меньше), молодые научные сотрудники. Хотя наиболее активны казанцы, в Зеленодольске есть два клуба ролевых игр. Активны в ролевых играх члены туристического клуба Нижнекамска, есть немного толкинистов в Набережных Челнах.

Толкинистское субкультурное движение стало частью и продолжением российской ро-мантико-эскапистской традиции, находившей в разное время выражение и в хиппизме, и в КСП, и в туристическом движении. В начале 90 г. отечественные толкинисты стремительно вовлекли в свою «сферу влияния» и ассимилировали часть представителей других молодежных субкультур (хиппи, рокеров и даже панков). Появляются продолжения Толкина, написанные с иных мировоззренческих позиций, издается обширная фэн-пресса (в частности, в Казани — газета «Казад Дум»), есть странички толкинистов в Интернете. Это существенно отличается от движения западных почитателей Толкина: известно, что там преобладают узость, изолированность, деятельность толкинистов сводится к компьютерным играм, переписке по E-mail и узкоакадемическим штудиям. В 1993-94 гг. субкультура толкинистов пережила кризис роста. Он был преодолен путем расширения диапазона ролевых игр, включившего произведения не только Толкина, нo и других писателей-фантастов, а также исторические сюжеты. Организационно отделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкинистам. Впрочем, организационное размежевание не было абсолютным.

Говоря о ролевых играх в Казани и Татарстане, следует упомянуть, помимо Ассоциации «Странники», общественное jбъединение ИТО («Игровые технологии в образовании»), возглавлявшиеся также А.И. Ермолаевым, и клуб ролевых игр «Моргенштерн» при Госмузее РТ (руководитель — В. Хабаров). Из крупных ролевых игр, проводившихся в последние годы, можно назвать игру «Аракана», действие в которой происходит в фэнтэзийном мире, придуманном автором игры — В. Фетисовым, и игру «Форакс» (автор — Д. Шайкин), сюжет которой следует отнести уже не к fantasy, а к классической science fiction — научной фантастике. Традиционной для школьников стала игра по исторической тематике «Безнен Тар-их» («Наша история» — тат.), посвященная; Волжской Булгарии. Среди игр за пределами республики, в которых участвовали казанские ролевики и толкинисты, игра по истории Древней Руси (Котлас, 1994), военно-стратегическая игра под Санкт-Петербургом в 1996 г. (разыгрывалось начало Второй мировой войны) и превосходная, по мнению многих участников, игра «Завоевание Рая» (Екатеринбург, 1997), интеллектуально-религиозная мистерия по мотивам истории крестовых походов.

Можно констатировать, что субкультура толкинистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично. С определенными оговорками можно отнести к романтическо-эскапистским субкультурам также байкеров и хакеров. Традиционно их относят к субкультурам cooтвeтcтвeннo спортивной и интеллектуальной направленности [9, с. 132-133]. Вместе с тем гонки на мотоциклах — особый, претендующий на элитарность мир мужского братства, кaк и уход в виртуальный мир, — можно рассматривать кaк своеобразный эскапизм.

Байкеры (от англ. bicycle — сокр. bice) — мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры — это любители рок-музыки. Отечественная субкультура байкеров, кaк и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70 — начале 80 гг., другой — уже в 90 гг. Казанские байкеры на протяжении примерно 1993-97 гг. предпринимали усилия по созданию байк-клуба, который стал бы третьим в России (после московских «Ночных волков» и питерских «Шоссейных монстров»). Попытки эти до сих пор безуспешны. Е. Огорельцев, руководитель мотосекции клуба «Факел», считает, что байк-клуба в Казани нет потому, что «казанские ребята — ярко выраженные индивидуалисты, не желающие подчиняться каким-то определенным правилам» [12]. Подобное объяснение трудно принять. Казанские байкеры, насколько мы можем судить, законопослушны и конформны в большей степени, чем столичные «Ночные волки», не говоря уже об американских «Ангелах ада». В первую очередь казанских байкеров интересует усовершенство-вание своего мотоцикла. Сумасшедшие гонки, которые могут вывести машину из строя, и конфликты с органами правопорядка не для них. Они предпочитают удовольствие от спокойной езды на хорошей машине, значительно меньше уделяют внимания атрибутике (татуировки, кожаная куртка), стараются поддерживать контакты с официальными структурами (упомянутый клуб «Факел» находится в ведении Вахитовского РОНО г. Казани), хотя власти не склонны отвечать им взаимностью. Для «ортодоксального» байкера многое из вышеперечисленного — явная измена базовым принципам движения и ценностям субкультуры. Вместе с тем казанские байкеры просто кружок технического творчества молодежи — они поддерживают организационные контакты с байкерским движением по России, участвуют в байк- шоу.

Хакеры (компьютерные фанаты) — молодежная субкультура, находящаяся в процессе формирования. Численность хакеров пока незначительна — в Казани максимум несколько десятков человек. В основном это студенты КГУ, технического университета, старшеклассники школ с 'физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все компьютерные фанаты осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем. Вероятно, это дело будущего.

Из субкультур, названных нами гедонистическо-развлекательными, подробнее охарактеризуем рэйверов и роллеров. Хотя обычно рэйверов относят к музыкантам, а роллеров — к спортивным субкультурам [9, с. 131-132], мы полагаем, что общность базовых ценностей, лежащих в основе этих субкультур: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде, — достаточное основание для их сближения при типологизации.

Субкультура рэйва (rave (англ.) — бред. бессвязная речь) возникает в 80 гг. в США и Великобритании. В России распространяется с 1990-91 гг. В музыкальном отношении стиль рэйв — преемник стилей техно и эйсид- хауса. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни — ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи — ключевые фигуры рэйв-субкультуры — высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков [13, с. 14, 61; 14, 58- 59].

В Казань рэйв приходит относительно поздно — в 1995-96 гг. Помимо ночного клуба «Эйфория», открытого в 1996 г., очагами субкультуры рэйва (или, как предпочитают говорить сами рэйверы, «танцевальной» или «клубной» культуры) являются дискотеки крупнейших вузов — технического университета («Монтерс-парти»), медицинского университета («Док-тор-клаб»), университета («Bald-n-max»). На них пытаются равняться дискотеки в клубах и домах культуры. Один из лидеров рэйверской прессы — журнал «Птюч» ф в первом номере за 1997 г. рассказал о клубной жизни в Казани. В конце 1997 — начале 1998 гг. для клубной культуры пришли непростые времена — клубы закрываются один за другим.

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)
Request Method: GET
Remote Address: 3.138.33.87
Remote Port: 44604
Query String: item=980000


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )