Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Соловьева Екатерина — Литературная Россия, 25.10.1996
Спасибо за статью, Остогер!

Толкиенисты: взгляд со стороны

Когда в 1937 году в английском издательстве «Аллен энд Анвин» вышла книга под названием «Хоббит», вряд ли ее автор, профессор Оксфордского университета, ученый-филолог Д.Р.Р. Толкиен мог предположить все последствия этого события. Гораздо дальновиднее оказался издатель книги и хороший друг писателя, посоветовавший Толкиену подумать над продолжением «Хоббита».

Продолжение вышло в 1954 году под названием «Властелин Колец». На сегодняшний день общий тираж всемирно известной эпопеи составляет более полутора миллионов (!) экземпляров, книга переведена на десятки языков и переиздается практически каждый год.

Пика своей популярности на Западе эпопея достигла в 60-е годы. В удивительный мир Толкиена, населенный эльфами, гномами, хоббитами, влюбились все от мала до велика. Но «Властелин Колец» представлял собой не просто волшебную сказку с таинственными замками и огнедышащими драконами. В ирреальном мире писателя решаются поистине философские вопросы о противостоянии Добра и Зла, Любви и Ненависти, Света и Тьмы. Именно поэтому «Властелин Колец» стал своего рода «библией» (которой по счету?) для мятежного поколения 60-х — хиппи.

В те времена, в коммунах Хейт-Эшбери и Кингз-роад зачастую можно было встретить наскальные надписи типа «Фродо жив» или «Гэндальфа — в президенты!» Тогдашняя западная молодежь ухватилась за Толкиена как за соломинку: еще бы, ведь со времен «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэррола они ничего подобного не видели. Но вскоре волна всемирного хиппизма спала. «Властелин Колец» прочно вошел в классику английской литературы, и все, казалось, встало на свои места.

Как бы не так. Не случалось ли вам, прогуливая тихим вечером собаку где-нибудь а парке Лосиного острова, отскакивать в сторону при виде «нечто» в зеленом плаще и с деревянным мечом в руках, которое, выпрыгивая из кустов, вопрошает: «О, смертный! Не видал ли ты здесь двух назгулов из Мордора?» Речь идет о наших поклонниках Толкиена -толкиенистах, сходящих с ума по «Властелину Колец» через тридцать лет после своих евро-американских собратьев. В России Толкиен сейчас популярен как никогда, мало того, он просто стал частью молодежной моды. Феномен толкиенизма в ярчайшем своем проявлении характерен в основном для Москвы и Санкт-Петербурга. В то время как романтичные студенты бегают по скверам и паркам в болоньевых плащах, ни одному их сверстнику где-нибудь в калужской глуши даже в голову не придет, что в лесу кроме грибов и ягод могут водиться еще и орки с гоблинами.

А увлеченные студенты гуманитарных вузов и факультетов МГУ и РГГУ продолжают исписывать стихами и рунами парты и стены родных учебных заведений, почти все они, втайне друг от друга, пытаются писать продолжение «Властелина Колец»…

Но самым интересным проявлением толкиенизма в России являются так называемые игры, устраиваемые по мотивам эпопеи на московских окраинах.

Подобные игры полностью заменяют скучающему поколению и дворовых «казаков-разбойников», и пионерские военно-патриотические «Зарницы». По сути дела в конце двадцатого века мы столкнулись с прямым и ощутимым результатом влияний художественной литературы на современного человека. По утверждениям самих толкиенистов, такие сборища помогают им очутиться внутри волшебного мира, почувствовать себя всемогущими эльфами и благородными волшебниками. Каждый толкиенист утверждает, что он абсолютно неповторим, тогда как все вместе они до жути одинаковы, хотя и не замечают этого. Пластмассовые кольчуги, жестяные шлемы, деревянные мечи, «битвы» и «единоборства» без синяков и ссадин… Реальный мир для них не существует, живут толкиенисты в своем волшебном «средиземье».

Эта страусиная привычка была свойственна людям во все века и у всех народов. Однако если вспомнить историю создания «Властелина Колец», то увидим, что писал Толкиен свою трилогию в разгар второй мировой войны, находясь в госпитале, и, как сам он не раз признавался, никогда не был пацифистом и никогда не призывал к уходу от реальности.

Игры толкиенистов, столь популярные среди тех, кто считает доблестью «откосить» от службы в армии, проходят по сути дела в воюющем государстве, в стране, перманентно находящейся то ли на грани катастрофы, то ли гражданской войны.

«Эффект Толкиена» требует длительного изучения, ибо вопросов к толкиенистам пока больше, чем вразумительных ответов. Однако уже понятно, что это последний в этом веке, а может быть, и вообще, эффект мощного воздействия на сознание людей художественной литературы.

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)
Request Method: GET
Remote Address: 18.191.5.239
Remote Port: 49297
Query String: item=961025


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )