Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Бондаренко Григорий  — Завтра, Москва, №20, 21.5.1996

КОМАНДОР «КАРАВЕЛЛЫ»

Есть писатели, которых трудно назвать детскими, — пиши они сказки, феерии или истории о детях. Льюиса Кэррола, Рональда Толкиена, Александра Грина и множество других менее известных — ну кaк назовешь писателями только лишь детскими? Они будоражат умы, заставляют смеяться и плакать всех, не очерствевших душой. Такие писатели существуют, наверно, специально, чтобы стряхивать со взрослого, «нормального» человека шелуху его взрослости и возвращать ему ясный и мудрый взгляд на мир глазами младенца. Владислав Крапивин, один из редких романтиков наших последних времен, для меня стоит в одном ряду с ними.

Крапивин занимался и продолжает заниматься очень важным делом воссозданием мифологии. Западная цивилизация за долгие века господства рационализма соскучилась по ясному мифологическому сознанию, построенному на основе незыблемых сказаний и символов. Такое сознание свойственно вo все времена детям и было свойственно великим культурам древности. Именно из-за стремления западного человека к новой мифологии так возрос в последние десятилетия интерес к фантастике, а затем к «фэнтези» (ненаучной фантастике). Еще Ницше в «Рождении трагедии из духа музыки» писал, что рациональное знание могло раскрыть только ту убийственную истину, что жизнь бессмысленна. Таким образом, не стоит обвинять пишущих в стиле «фэнтези» в эскализме — бегстве от действительности. Они лишь осмысливают нашу действительность или даже стараются наметить новую Дорогу — по крайней мере, лучшие из них.

Неизбежное время не раз будет преодолено в книгах Владислава Крапивина юными светлыми рыцарями. В трилогии «В ночь большого прилива» действие происходит в замкнутом мире, раздираемом междоусобными войнами, которых вроде бы нельзя избежать, потому что они предсказаны в неких пророческих книгах. Великий Канцлер, хозяин нового порядка в этом мире, учит покорно убивать и умирать, повинуясь вене книг. Убить Канцера, разбить черную спираль предсказаний — вот цель героя. Преодоление обреченности. Побег от так называемой «Реальной Жизни» вообще свойственны волшебным историям. Толкиен пишет в эссе «О волшебных историях» о противниках такого Преодоления и Побега, взрослых закостеневших людях: «Они обрушиваются с презрением на подлинный Побег и на все, что ему порою сопутствует; Отвращение, Гнев, Бунт и Проклятие… Мне вообще кажется, что им больше угодны предательские соглашения, чем сопротивление патриотов. С их точки зрения, достаточно сказать: «Земля, которую ты любил, обречена», — и будет оправдано и даже восславлено любое предательство».

Главному герою трилогии «В ночь большого прилива» тоже долго пытались внушить: «Земля; которую ты любил, обречена». Но он не поддался и нашел в себе силы пойти прoтив течения. Так и во «Властелине колец» Толкиена два маленьких беззащитных хоббита (они же дети!) разрушают страшное заклятие Кольца Всевластья, нависшее над миром, хоть и намекают им мудрые и древние: «Земля, которую ты любил, обречена». В наши дни и в нашем мире, когда мы говорим об ужасах технократической и потребительской цивилизации, нам отвечают вразумительно: «Земля, которую ты любил, обречена», — и мы должны опустить руки? Встанет ли юный воин Бога против Системы?

Один человек, принявший идею Крапивина о бесконечном множестве граней Вселенной, спрашивал меня: «Зачем же бороться в этом мире? Мы уйдем на другие грани». Как же он не мог понять, что достичь «другой грани» мы можем только победив в этом мире, разбив порочную черную спираль.

Вот такой символ… Творчество Крапивина вообще богато символами и амулетами, как любая мальчишеская игра. Конечно, много подсказок предлагает Владиславу Петровичу его отряд «Каравелла». Создание отряда и руководство им — тоже часть творчества Крапивина. Ребята в отряде занимаются фехтованием, морским делом, пишут статьи, рассказы. Ребята в отряде — особенные, способные постоять друг за друга и за свои идеалы. Спустя четыре года пocлe разрушения «реформаторами» Советской масти они продолжают носить пионерские галстуки и не позволяют другим смеяться над своей формой. Красный галстук для них тоже символ — кливер на бушприте корабля. «Каравелла» — это часть мира Крапивина, мира морских приключений, сражений на шпагах, романтического мира, который сами ребята делают реальностью. Словом, Крапивин не только уводит читателя в свою сказку, нo и воплощает с читателем часть своей обычной сказки в обыденном мире.

Повести из цикла «В глубине Великого Кристалла» объединены главной идеен братства Хранителей — взрослых и ребят, стоящих на страже мира и справедливости вo всей Вселенной, вo все времена, а главное — охраняющих столь хрупкую и беззащитную страну Детства от бесконечной взрослой лжи и опасности. Крапивин — утопист. Где-то в его мире есть свободный город Светлая Звезда, в котором правит король-мальчик Юхан Трубач, спасший родную землю от врагов. Святые Хранители в книгах Крапивина славны своими делами. Сам писатель сторонник активного действия в любой жизненной ситуации, поэтому даже внешне благополучный мир Великого Кристалла таит в себе несправедливость, зло, с которыми герой должен сразиться.

Дети и детство для Крапивина основная ценность, мера всех вещей. Писатель уверен, что общество больно, если оно игнорирует права и интересы детей — своего будущего. Темная и безрадостная действительность дает право Командору, защитнику детства, яростно обвинять в черствости и бессердечии нынешнюю Россию и весь «цивилизованный мир». Ведь даже в мире Великого Кристалла, живущем по сказочным законам, «города, которые предали своих детей, долго не живут».

Учение Хранителей удивительно точно отражает христианское понимание Добра и Зла. Стоит привести полностью слова настоятеля Петра, сказанные им Корнелию Гласу, будущему Командору: «Добро в мире — изначально. Оно родилось вместе со Вселенной. Зло возникло просто кaк отрицание добра и всего мира… Злу живется гораздо легче. У него ведь одна цель: уничтожить добро. А у добра целей две: во-первых, творить, строить, созидать мир, а во-вторых, защищать то, что сделано, от зла. Значит, и энергии нужно вдвое. А ее у добра и зла, увы, поровну. Если же добро забудет о творчестве и направит усилия только на войну со злом, тo погубит себя. Станет двойником зла».

Победа добра — лишь в силе духа. Ведь зло бездуховно и поэтому обречено. Идеология Крапивина отрицает творческое начало зла. Романтизм и какой-то юношеский максимализм Крапивина отличают его от основной массы современных западных и российских фантастов, которые усиленно стремятся внушить читателям относительность нравственных ценностей и вообще добра и зла в мире.

Крапивин тонко подметил стремление современной Системы, кaк тоталитарной, так и западной, потребительской, подогнать маленького человека под свой стандарт. Всякое же отклонение от стандарта расценивается Системой в лучшем случае — как ненормальность, в худшем кaк преступление. Условия для ребенка ставятся даже жестче, чем для взрослого человека. В книгах Крапивина детям помогают командоры защитники детства. Гладкий смысл дела командоров — не только спасать детей, нo и вообще спасать страдающих. В этом свою цель видит и сам Владислав Петрович.

Я ехал со своим другом по зимней России в Екатеринбург, чтобы встретиться с писателем Крапивиным. Пока мы проезжали Урал, на каждой остановке в поезд заходили нищие дети. Они просади не денег — еды. Худые, усталые лица, открытые голубые глаза, нестриженные русые волосы… Пассажиры помогли им, чем могли, но что их ждет — детей, преданных своим городом, когда-то своей страной? Что ждет город и страну, предавших их?

В Екатеринбурге мы увидели, что отряд «Каравелла» жив и активно действует. Увидели, что вахтенный стоит с красным галстуком на груди и шпагой в. руках, охраняя знамя с восходящим солнцем. Счастливого и долгого плавания «Каравелле» и ее командору! Пусть в нашем штормовом море она не собьется с пути и поведет за собой другие корабли.

Я надеюсь, что мысли о командоре «Каравеллы» и разговор с ним, предлагаемый читателю, послужат этой цели.

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)
Request Method: GET
Remote Address: 18.116.118.198
Remote Port: 59989
Query String: item=960521


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )