Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Быков Дмитрий — Столица (Москва), 17.10.1994
Спасибо за статью, Нори и Остогер!

Деревянные латы

… Не так давно ╚Новая Юность╩ (╧ 1 за 1994 г.) опубликовала обширный материал о… военизированных играх по мотивам ╚Властелина колец╩. Это своего рода ╚Орленок╩ или ╚Зарница╩, но, разумеется, с деревянными щитами, с попыткой привязать среднерусский ландшафт к географии Средиземья, с вполне серьезными конфликтами, возникающими на той же почве, что и ссоры во время игры в ╚Чапаева╩: я буду красный, а ты белый! ≈ нет, ты!

Занятно, что главная аудитория Толкина в России ≈ фактически те же, кто раньше собирался в лесах попеть бардовские песни или попросту посидеть у костров; те, кто предпочитает виртуальную реальность — обыденности, кто проводит дни у экрана компьютера, сочиняя программы и играя в замысловатые игры; те, кто составлял зрительский, да и исполнительский контингент в самодеятельных театрах-студиях… Не то чтобы творческая, но околотворческая молодежь, раньше с тем же пылом игравшая в ╚Митьков╩, полагавшая в своей неистребимой наивности, что для этого довольно отрастить бороду, нацепить тельняшку, перестать мыться и на все вопросы отвечать ╚ДЫК!╩, пока это не станет окончательно несмешно. Да и после можно… Иньми словами, в ╚Хоббита╩ играют и от него фанатеют представители той околокультурной среды, которая, может быть, культуре и необходима для полноценного существования, но которая сама ценностей не производит. Главная ее ценность ≈ тусовка: ╚Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!╩ И не так уж важно, зачем собираться — песни ли петь (кстати, настоящие барды обычно терпеть не могут этого лесно-кострового пения, этих экзальтированных фанатов из разнообразных кустов), в войнушку ли играть…

Дело в ином: этот слой, находящийся в культурной иерархии где-то между творцами подлинной культуры и фанатами более низкого разбора (пугачевоманы и пр.), способен воспринимать культуру только в ее упрощенно-суррогатном виде. Этому потребителю культура важна лишь как повод заново ощутить себя частью среды, тусовки; культура для коллективного пользования, а значит — по определению ≈ культура суррогатная, не располагающая к одинокому и глубокому осмыслению. Кто этот слой составляет? В основном молодежь от 15 до 25 лет, несомненно более образованная и культурная, нежели ╚металлисты╩ или поглотители ╚Конана-варвара╩, чувствующая творческий зуд, но не способная никак его оформить. В нашей культуре творческие потуги такого рода молодежи достаточно представлены журналом ╚Вавилон╩ и газетой ╚Гуманитарный фонд╩, всевозможными объединениями поклонников Вен. Ерофеева, ежегодно повторяющими его хрестоматийный маршрут, или самодеятельными авторами-исполнителями, сочиняющими бесчисленные перепевы БГ или Окуджавы. Молодёжи этой нет деля до достоинств иди недостатков прозы Толкина. Все это ≈ митьки, ╚Битлз╩, ╚Москва≈Петушки╩ и ╚Властелин колец╩ ≈ даст основание чувствовать себя КЛАНОМ. А понятие клана для этих представителей молодой интеллигенции превалирует надо всем.

Для такой игры в своих и чужих Толкин дает редкостный оперативный простор. Прежде всего ≈ в его книге очень много новых слов. Как же ≈ новых мир творится, и естественно, что с достаточным тактом и истинно филологической сноровкой вводится целый ряд новых понятий. Читатели Толкина отыскивают и узнают друг друга по своеобразным паролям, ╚птичьему языку╩, который априори закрыт для непосвященных. Для усвоения прозы Толкина не требуется никакого читательского усилия: сказка должна быть проста, и эту простоту советское сознание искони отождествляло с мудростью. Из милой детской сказки делается кладезь премудрости, литература чуть ли не эзотерического значения ≈ именно потому, что перед нами, в сущности, упрощенный и уплощенный мир. В последнее время в моду вошла вся сказочно-фэнтэзийная╩ серия ╚Северо-запада╩, большинство текстов в которой основано на переносе средневековых реалий в космическое иди ╚земноморское╩ пространство. Эту золотую жилу открыл Толкин, но надо заметить, что жанр сказки модернизирован им сугубо механистически Это тебе не нового персонажа придумать вроде Карлсона, толстого ангела эпохи НТР, или мумми-тролля, который на традиционного тролля решительно не похож. Толкин создал новый мир, но мир этот живет по обычным сказочным законам. Вообще мода на боевики вроде ╚Дюны╩ Фрэнка Херберта или ╚Волшебника Земноморья╩ Урсулы Ле Гунн совпала с модой на компьютерные игры, в основу которых положены многообразные звездные войны (неотличимые от похождений короля Артура, только не янки к нему попал, а самого короля перенесли в эру космолетов).

Я ничего не имею против ╚Хоббита╩ и его продолжений: для детей это в самом деле прелестное чтение, даром что довольно однообразное и куда менее веселое, чем повести А. Линдгрен или Т. Янссон. Меня смущает лишь та многозначительность, клановая серьезность, с которой читатели и поклонники Толкина возвышают его трилогию над прочей сказочной литературой. Схема ее проста, а ╚мир работы Толкина╩ бесконечно примитивнее мира, скажем, Стругацких! В Стругацких, правда, тоже поигрывают ≈ на моей памяти была создана и бурно функционировала группа ╚Людены╩, но она изучает философскую проблематику или, скажем, периодизацию творчества Стругацких, а не машет картонными мечами. Но метафорика ╚Властелина колец╩ так же проста и прозрачна, при всей своей неоднозначности, как образная система сказки о Красной Шапочке, о золотом яблочке и серебряном блюдечке, а этика того нормативнее. Мне думается, что поклонники Толкина прибегают к многосложным истолкованиям его текстов исключительно в порядке самооправдания: они пытаются усложнить в глазах профанов ту простую, легко усвояемую литературу, которая помогает им прятаться от реальности.

Ибо читать Толкина, отыскивая у него ответы на все мировые вопросы, ≈ значит обнаруживать крайнюю инфантильность своего сознания. Любовь к сагам, где строятся новые, вполне близнецовые ╚миры╩, ≈ признак эскепизма. Хочется ведь, согласитесь, сбежать в сказочный мир! Для ребенка это желание естественно, но взрослым дядям негоже персусложнять вселенную сказки. Даже ╚Волшебник Земноморья╩ интеллектуалки Урсулы Ле Гуин в сто раз примитивней ее же ╚Левой руки тьмы╩. А уж в ╚Дюне╩ всего и есть сложного, что бесчисленные многомудрые термины, которые призваны заменить аналогичные земные понятия. Построить мир по схеме Средиземья ≈ обобщаю опыт Толкина и Ле Гуин ≈ значит всего-навсего его переименовать.

Никто не отнимает у Толкина его несомненных заслуг. Таинственность, красота, мелодичность прозы ≈ всего этого в ╚Хранителях╩, скажем, предостаточно. Но фабула явственно выдыхается, и метафора не может работать на протяжении четырех томов: книга становится однообразна, монотонна и проста. Детям читать её, пожалуй, вправду скучнее, чем Успенского или Кассиля. Кстати, о Кассиле: кто из нас в детстве не играл в свою страну, в свою Швамбранию? Но детство проходит. И конструировать собственные миры ≈ занятие хоть и увлекательное, однако немудреное: все они ≈ копии с одной матрицы, вариации на тему.

Оставим Толкина детям. Ибо провозглашать его прозу сокровищем мудрости, поэтичности и глубины может только тот, кто не читал ╚Войну и мир╩.

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: claudebot
Request Method: GET
Remote Address: 100.26.135.252
Remote Port: 24165
Query String: item=941017a


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )