Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Абдуллина Елена — Время и деньги (Казань), 10.11.2006
Спасибо за статью, Григорий Ивойлов!

Игра всерьез

Фестиваль фантастики и ролевых игр Зиланткон-2006», в очередной раз прошедший в Казани 3-6 ноября, многолик. Одни считают его парадом чудачеств, другие — ярмаркой любопытных мероприятий и уникальных вещиц ручной работы, третьи — инъекцией романтики в нашу серую жизнь благодаря балам, красочным костюмам, рыцарским турнирам и тому подобным, позволяющим, помимо прочего, увести часть молодежи от вредных увлечений (правда, есть и такие, кто говорит, что сама зилантконовщина» — это дурь, уводящая молодежь от реальных проблем и задач, которые надо решать в этой жизни). Что же такое Зиланткон на самом деле? У этого движения есть ярко выраженные достоинства и заметные недостатки. В прошлом году я уже писала о том, например, что средства, собираемые с его участников и торговцев на ярмарках, идут неизвестно куда — во всяком случае, организаторы фестиваля прояснить этот вопрос не смогли. Однако, на мой, быть может, пристрастный, взгляд, это не отнимает у мероприятия его социального и общественного значения.

Внешняя сторона Зиланткона довольно пестрая, яркая и немного обескураживающая. Люди, ряженные в сказочных, мифологических и исторических персонажей, бегают между двумя ДК, без тени смущения заявляются в таком виде в ближайшие магазины — благо там уже привыкли, серьезно участвуют в порой весьма странных мероприятиях.

Меня же заинтересовало внутреннее содержание Зиланткона, его эволюция за 16 лет существования. Разобраться в этом помог сотрудник пресс-службы фестиваля Григорий Ивойлов.

Прогресс налицо. Невзирая на ежегодные организационные ляпы, за 16 лет количество участников и гостей фестиваля выросло в 25 раз! Если первый Зиланткон мог похвастаться всего сотней участников, в последние годы их число переваливает за 2,5 тысячи.

В разы выросло и число мероприятий. На первом Зилантконе их было около пяти: бал, открытие и несколько семинаров, сейчас — более двухсот. Уже на втором фестивале появились турниры — железный, ролевой, дуэльный (на шпагах). С 1993 года сюда начали съезжаться писатели-фантасты, проводить круглые столы», семинары, мастер-классы…

Два года назад Зиланткон взял на себя дополнительную социальную нагрузку. Теперь в рамках проекта Зиланткон — детям» ребятишкам из социальных приютов Казани и Зеленодольска в течение двух дней демонстрируют самые красочные мероприятия фестиваля. Детишки могут сфотографироваться в историческом костюме или доспехах с рыцарским оружием, посетить мастер-классы по старинным танцам и художественному гриму. В прошлом году на Зилантконе появился четвертый турнир — менестрелей, в этом пятый — лучников. Почти 80 часов нынешней программы фестиваля отдано под концерты.

В этом году новых проектов аж пять. Начну с дискуссионного клуба игры в образование», где организаторы игр для школьников делились опытом, обсуждали общие проблемы. Для любителей аниме — японской мультипликации в этом году впервые сделали аниме-клуб и конкурс костюмов. Появились площадка интеллектуальных игр — «Что? Где? Когда?», викторина по тверочеству Толкиена, «Брейн-ринг», «Своя игра» и кинофестиваль «Зилантфильм», где демонстрировались презентационные ролики игр, документальные фильмы о них, короткометражные художественные ленты — зарисовки на тему. Наконец, состоялся круглый стол «Ролевое движение: право на игру». Его цель, по словам Григория Ивойлова, найти точки соприкосновения все растущего ролевого движения с государственными, муниципальными и бизнес-структурами.

Последнее — дело уж совсем нешутейное, не случайно среди 150 участников мероприятия было около двадцати представителей бизнеса и властей. В частности советник политического департамента ЦИК партии «Единая Россия», лидер молодежной организации «Молодая гвардия» Иван Демидов, заведующий сектором Российского НИИ культурного и природного наследия Вячеслав Столяров, помощник директора Федерального ядерного центра ВИИЭФ Дмитрий Сладков, заведующий отделом Государственной Третьяковской галереи доктор психологических наук Виктор Гуружапов…

В миру они разные

Кто такие сами участники фестиваля — в миру, как говорится?

В основном, как и следовало ожидать, это представители так называемого среднего класса; бедняки попадаются редко. Понятно, в общем: антураж Зиланткона, все эти средневековые платья и костюмы, оружие — дело, требующее не только умелых рук, но и приличных затрат на приобретение тканей и других материалов. Хотя, конечно, есть и другое объяснение: бедным не до ролевых игр чисто психологически.

Гораздо более широк, пестр даже, возрастной состав зилантконовцев — от трех-четырехлетних детишек, которых сюда привозят родители-ролевики, до убеленных сединами пенсионеров. Больше всего, конечно, студентов и молодежи в возрасте около тридцати. Правда, участников, которым за сорок», вот уже несколько лет около сотни. Если говорить о профессиях, то преобладают компьютерщики, затем идут преподаватели вузов, инженеры, журналисты, встречаются бухгалтеры, менеджеры, артисты, работники частных охранных агентств.

Роли, которые они выбирают

Несколько слов о ролевых движениях, собирающихся под гостеприимной крышей Зиланткона.

Как известно, во времена первых фестивалей самыми массовыми его участниками были поклонники игр по произведениям Толкиена — толкинисты, к которым довольно быстро пристало прозвище «толкинутые». Люди, мягко говоря, странные, но давшие начало большинству ролевых движений. О них хорошо сказал Евгений — ролевик с пятнадцатилетним стажем, в миру — работник одной телефонной компании: «Толкинутые» однажды вошли в роль персонажа книг Толкиена и никак не могут из нее выйти». С последним утверждением можно поспорить: сейчас толкинутые», даже в обычной жизни именующие себя эльфами, гоблинами и хоббитами, на Зилантконе, да и вообще среди ролевиков, «редкий, вымирающий вид», как выражается Григорий. Молодежь выросла из этих персонажей, и слава Богу.

Зато приумножились движения классических ролевиков и реконструкторов — любителей игр по литературным произведениям либо на исторические темы.

Движение классических ролевиков в России — самое массовое и самое пестрое — ведь каждый из них играет по своим причинам. Есть, к примеру, фанаты сражений, приезжающие на «ролевуху» исключительно из-за них и способные после «битвы» спокойно «дезертировать» домой. Интересно объяснил свое пристрастие к сражениям Андрей — ролевик с десятилетным стажем, в миру работающий в частной охранной организации, обожающий по делу и без дела вворачивать фразу Портоса из кинофильма «Три мушкетера»: «Я дерусь просто потому, что дерусь». Он сказал: «Масштабное сражение, когда нужно защищаться от противников и справа, и слева, и сзади, и спереди, очень расслабляет. Бывало, едешь на игру, а в голове крутятся проблемы, никак не отвлечься. Одна битва — и ты, падая с ног, смотришь в ночное небо и уже не помнишь ни о чем плохом, а в крови только остатки адреналина и радости победы».

Одним нравится фабула игры, других захватывает азарт осуществления цели, ею предложенной, третьим по душе возможность ненадолго стать другим человеком, с совершенно иными задачами, биографией, характером. Вот, например Надежда Орлова, менеджер из Киева, занимается ролевыми играми уже три года отчасти из-за того, что можно менять образы и лики — сегодня быть графиней, завтра чукчей, послезавтра эльфом, а потом индейцем.

Кроме того, игры дают «выход ее фантазии, талантам, которые в повседневной жизни не нужны». Речь, в частности, о любви к шитью. Перед нами Надежда предстала в роли виконтессы де Бомо из игры о войне Алой и Белой розы. Фасон совершенно шикарного бархатного приталенного платья и изящного головного убора девушка нашла на одном из сайтов ролевиков.

Не менее массовое движение исторических реконструкторов, воспроизводящих эпохи от рыцарских времен до Второй мировой войны.

Кстати, эта каста ролевиков многочисленная не только у нас, но и во всем мире и самая сплоченная. Реконструкторы есть во Франции, Германии, Швейцарии — почти во всех цивилизованных странах. Вместе с нашими они устраивают всемирные игры по историческим битвам. Взять, к примеру, мужа и жену Ляйсан и Анатолия Иевлевых (она в миру журналист, он — инженер). В свои двадцать восемь лет эта пара дважды участвовала в реконструкции масштабных исторических сражений в Болгарии и Польше. Говорят, зарубежные реконструкторы побогаче наших, на сражения порой приезжают верхом на породистых лошадях! Зато у наших историческая достоверность выше — они глубже копают, большее внимание уделяют деталям.

Есть реконструкторы исторического фехтования — такие, как, например, Иван Шумилов из Ижевского клуба исторического фехтования и реконструкции «Стезя Прави», объединившего около 30 человек. Бойцы из Ижевска недавно приехали с Куликова поля, были на Выборгской битве, битве Грюнвальдской в Польше и так далее. «Реконструкторское движение — это и спорт, и история, и мастерская», — говорит Иван. Кстати он, доспехи и мечи делает не только для себя, но и на продажу, чтобы дорогу, проживание окупить.

У реконструкторского клуба из Чебоксар «49 Егерский полк», объединившего около 20 человек и занимающегося исключительно новой и новейшей историей, — есть даже собственное ткацкое производство. Его представитель на Зилантконе Виктория Лончакова рассказывает, что клуб в деревнях находит старые ткацкие станки, восстанавливает и воссоздает по образцам и оставшейся информации исторические ткани для костюмов. «49 Егерский полк», как и «Стезя Прави», ездил на Куликовскую битву, был на Бородинской, а будущим летом отправится в Польшу на фестиваль Vivat Vasa.

Заметно меньше, чем классических ролевиков и реконструкторов, на Зилантконе техногенщиков, предпочитающих игры с моделями огнестрельного оружия — со страйтбольным оружием, например. Их немногочисленность студент Дмитрий Борткевич из питерской команды техногенщиков «Мертвые шуты», объединившей 15 человек, объясняет тем, что страйтбольное оружие намного дороже железного. Пистолеты, говорит он, стоят от 2,5 тысячи до 4 тысяч рублей, «приводы» — от 8 до 30 тысяч. Дмитрий считает, что в стрелялках, в отличие от классических ролевых игр или реконструкций, сюжет — дело второстепенное. Представитель же организаторов таких игр из Уфы Михаил Гарабурдо, занимающийся этим около пяти лет, говорит, что самые интересные стрелялки те, которые сделаны по компьютерным играм. Сам Михаил вооружен имитацией zip 552, по меркам техногенщиков довольно дешевой — за 800 рублей. Впрочем, он считает, что стоимость оружия — не главное, важно, чтобы человеку хотелось играть, было интересно.

Анимешники, уже упоминавшиеся в начале материала, с представителями других ролевых движений почти не общаются и игры делают только по японским мультикам, проводят дефиле костюмов и показ грима. Ряд клубов аниме и, кстати, наша, казанская аниме-лаборатория (анилаб) переводят японские мультики, комиксы, компьютерные игры, скачанные из интернета и еще не озвученные на русском. Переводят зачастую с английского языка, иногда, если находят того, кто знает японский, с оригинала и распространяют среди своих. Некоторые любители японских мультфильмов на нарезку из них кладут музыку, делают своеобразные клипы. «Нам нравится культура Японии, причем именно современная», — объясняет представитель казанского анилаба Ирина Лисина, влившаяся в движение около девяти лет назад.

О прибывающих на Зиланткон сотнями музыкантах, поклонниках авторской песни и рок-музыки, начинающих писателях и поэтах много говорить не буду, с ними все ясно.

Особняком здесь стоят ювелиры и кузнечного дела мастера, продающие свои поделки на ярмарке. Часть из них — те же реконструкторы, ролевики, другие — просто специалисты резки по дереву, кости, которые занимаются этим и в миру. Только на Зиланткон привозят в основном вещи под старину, порой претендующие на историзм.

Вот такая картина. Многослойная, многозначная и пестрая — целый свой мир, в то же время многими гранями пересекающийся с обыденным.

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: claudebot
Request Method: GET
Remote Address: 54.175.70.29
Remote Port: 37467
Query String: item=061110


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )