Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Малюкова Лариса — Новая газета (Москва), 22.1.2004
Спасибо за статью, Остогер!

Среда хоббитания

А что Толкиену? — именно это интересовало фанатов «Властелина колец»

Высоколобые синефилы скептически разводят руками: надоели эти детские забавы. А «Властелин колец» продолжает бить абсолютные рекорды кассовых сборов и удостаивается престижной кинопремии «Выбор критиков».

«Заветное колечко, колечко, кольцо» — третий куплет бесконечного гимна, призывающего к объединению хоббитов всех стран, докатилось до России. У толкиенистов — праздник со слезами на глазах: сегодня в российский прокат выходит «Властелин колец: Возвращение короля».

Ура! Храбрый хоббит Фродо, к третьей серии обретший черты мучеников с картин Возрождения, наконец швырнет Кольцо Всевластья в пламенеющие недра Огненной горы. Увы! Беспрецедентный в истории кино марафон по зигзагам изощренного вымысла оксфордского лингвиста и визионера доктора Толкиена завершился.

Это больше чем фильм. Фильм, основанный на мифологии, сам стал трансмифом. Дело не в сотнях миллионов, грамотно превращенных в киноцивилизацию. Режиссеру Питеру Джексону было недостаточно виртуозно овладеть профессией и снять самую грандиозную в мире сагу (сотни тысяч компьютерных персонажей; в одной лишь битве на Пеленнорских полях сражалось более 200 тысяч мерзопакостных орков). Но и уважительно-скрупулезного следования «канону» оказалось мало.

От режиссера потребовалось больше… Окончательно переселиться в мир, к счастью, не иной, а — Средиземье. И за эти годы незаметно Джексон превратился если не в хоббита, то в эльфа (почти человек, владеет абсолютными знаниями). Он ставил невероятные для нынешних возможностей кино задачи, а его воинство, то есть необъятная — несколько сотен человек — съемочная группа, с ними справлялось.

Кажется, его немного побаивались, ведь от одной площадки до другой он летал на красном велосипеде с черепом на руле. Имена актеров постепенно забывал, звал их ласково: Арагорн, Фродо, Галадриэль, Пиппин, Мерри…

На первом тест-просмотре в «Пушкинском» (билеты в партере — от 300 до 350 рублей и практически полный зал) — в основном почитатели и знатоки Книги.

Смотреть с толкиенистами фильм страшно любопытно. Дело в том, что кино они воспринимают не совсем как обычные зрители. Непредсказуемой бурной реакцией словно спорят с режиссером. В каких-то местах одобряют, в других громко разочаровываются; в третьих по-детски восхищаются: «Молодец, мы так и думали. А ты угадал!». Ожидания толкиенистов всегда больше конкретного, пусть даже классного, кино, поэтому Джексону трудно. Но он, полагаю, самый трудный экзамен своей жизни сдал, несмотря на некоторые претензии ряда ортодоксов.

Для меня первый час просмотра тянулся невыносимо долго, потом волна волшебного экстрима накрыла с головой. Правда, мои волнения существенно отличались от реакций соседей. Природу этого неуютного «несовпадения» я поняла не сразу. Потом догадалась: они знают текст Книги наизусть. Вот почему они готовы тихонечко смеяться в самых драматичных моментах «страданий по кольцу».

По сути они смотрели не фильм, а балет, внимательно следя, как исполнители «протанцовывают» фуэте, па-де-де каждого эпизода.

Просмотр закончился, как в Большом театре, продолжительной овацией. Кстати, среди толкиенистов просматривались: свои клакеры, фанаты солиста Эллайджа Вуда, строгие ортодоксы, не принимающие вольностей Джексона, который, к примеру, перенес из второй части в третью историю с гадкой Паучихой Шелоб.

Вспомнилось Набоковское: «Чем больше людей читает книгу, тем меньше она понята; похоже, распространяясь, истина испаряется». Вот почему мне кажется бессмысленным устраивать по поводу этой картины горячие дискуссии (они уже текут по чатам). Надо дать возможность фанатам, хоббитофилам и ценителям виртуальных шедевров и цифровых эффектов наслаждаться, не забывая, что, по Феллини, кино — замечательная игра, опасная игра, но все-таки игра.

Перефразируя девиз «Матрицы»: «Добро пожаловать из пустыни реального в Чудесный мир», «Властелин колец» буквально протягивает с экрана руку зазевавшемуся зрителю: «Как, ты все еще сидишь в тине своих серых будней? Вот тебе средиземские очки, ныряй поскорей в нашу великолепную Хоббитанию». Джексон отлично понимает сверхзадачу; чуть ли не в первых сценах один из героев говорит о серой, как дождь, завесе реального мира, которая отдернется — и ты увидишь серебристое окно вымысла».

В серебристом окне: Бесподобная Белая готика на фоне снежных скал — прекрасный город Минас-Тирит, столица Гондора — своего рода Троя, которую отстаивают мужественные жители. Мордор — царство зла, многокрасочный оплот темных сил, грозно гнетущих сказочно прекрасных героев. Великолепный белый маг Гэндальф (Иен Маккелан) с мечом в руке, крошащий слоноподобных элефантов. По-настоящему страшный мертвый город и туннель с липкой паутиной, по которой ползет прямо на тебя ядовитая паучиха Шелоб. И, наконец, незабываемый час величайшей сечи, решающей судьбу эпохи.

Говорите, сказка — ложь? Да полно, если тьма вполне взрослых людей по всей планете готова в нее верить столь истово, что экранное зазеркалье подменило для них унылую реальность.

Главное в проекте века — потрясающая реалистичность, с которой маньяк подробностей Толкиен и маньяк-перфекционист Питер Джексон с коммунистической решимостью осуществляют превращение «сказки в жизнь» на нереально прекрасных пространствах Новой Зеландии.

«Властелин колец» — Выставка достижений мирового технологического хозяйства. Кинематограф вступает в пору цифровой зрелости, обещающей не только новые возможности, но и проблемы. Предатель Горлум, страдающий раздвоением личности, - компьютерный шедевр последнего времени, сыгранный с помощью техники «motion-capture», — самая фантастическая актерская работа фильма. Не случайно американские критики пытались выдвинуть этого обаятельного компьютерного монстра на «Оскар».

Спора не выйдет: Джексон снял не просто Большую постановку, но качественное во всех отношениях кино. С очевидными живописными ассоциациями: от Доре, Гойи до многофактурных композиций Брейгеля. Синефилы про это знают, просто они — слишком серьезны, чтобы тратить три часа своей взрослой жизни на детские забавы.

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)
Request Method: GET
Remote Address: 3.145.186.6
Remote Port: 38535
Query String: item=040122


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )