Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Ростоцкий Станислав Ф. — Время новостей (Москва), 19.1.2004

Средиземье навсегда. ╚Властелин колец: Возращение короля╩ на московских экранах

Пойте же все вы, сыны и дочери Запада!
Ибо ваш государь возвратился
И пребудет впредь во владеньях своих
На древнем своем престоле.
И увядшее древо вновь расцветет,
И начнется времени новый отсчет
Возле солнечной Белой Башни.
Пойте же, радуйтесь, люди!

Всего через несколько дней к радости сынов и дочерей Запада сможем с полным правом присоединиться и мы с вами. В широчайший прокат выйдет ╚Возвращение короля╩ — заключительная часть трилогии Джона Рональда Руэла Толкиена (а теперь, несомненно, и Питера Джексона) ╚Властелин колец╩. Кольцо Всевластья, вместе с Горлумом канет наконец в громокипящей, дышащей подземным жаром пучине Ородруина, погаснет Всевидящее Око и в Средиземье хотя бы на время установятся мир и согласие.

Для того чтобы это все-таки случилось, потребовалось семь лет работы над тремя частями, сотня тщательно выбранных локаций в Новой Зеландии, сто восемьдесят специалистов по компьютерным эффектам, двадцатитысячная массовка, пятнадцать тысяч костюмов, сорок восемь тысяч всевозможных щитов, мечей и топоров и вдобавок полторы тысячи пар специально изготовленных хоббитских ступней. Кроме того, свои роли должны были выучить 114 активных персонажей, а трем десяткам из них пришлось осваивать никогда не существовавшие языки и диалекты. В самоуверенной попытке объять необъятное Питер Джексон приблизился к результату как никто другой: теперь даже самый закоренелый скептик вынужден будет признать, что Средиземье существует (или существовало, или будет существовать) на самом деле. И выглядит именно так, как показано на экране.

Впрочем, для того, чтобы окончательно в этом увериться, придется посмотреть фильм еще не раз. ╚Властелин колец╩ — редкая в наш одноразовый век картина, которую (как и книгу-первоисточник) попросту невозможно охватить взором и мыслью при единичном ознакомлении. Поэтому выносить какие бы то ни было окончательные вердикты сейчас, кажется, по меньшей мере неосмотрительно. Тем более что в случае и с ╚Братством кольца╩, и с ╚Двумя башнями╩ наиболее адекватное и сильное впечатление производили не прокатные, а режиссерские, изрядно дополненные версии фильмов, выходившие на DVD и оказавшиеся длиннее и без того не очень-то коротких вариантов (в среднем минут на сорок). ╚Возвращение короля╩ обещают удлинить чуть ли не вдвое, и это явно пойдет ему на пользу: несмотря на весьма солидную продолжительность (201 минута) ощущение некоторой скороговорки в третьей серии гораздо сильнее, чем в предыдущих. Там, где у Толкиена было несколько страниц хорошо темперированных диалогов, Джексон ограничивается парой объясняющих фраз — и это далеко не всегда убедительно.

К тому же именно ближе к финалу стало окончательно понятно, что даже самая подробная, дотошная и дорогая экранизация не в состоянии передать кое-что из того, что не имевший тысячи помощников и подручных Толкиен выводил пером на обыкновенном листе бумаги. Показателен момент битвы с паучихой Шелоб: сражаясь с ней в книге, Фродо и Сэм бросали вызов не просто огромному монстру, но последнему детищу хтонической Унголиант, древней сущности самой тьмы, которая ╚выплетала теневые тенета для всего мира, ибо все живое было ее еще не съеденной пищей и тьма была ее блевотиной╩. На экране же терпит поражение просто очень хорошо сделанный спецэффектный паук. (Если уж говорить о пауках, то нечто похожее произошло в свое время и с экранизацией великого романа Стивена Кинга ╚Оно╩: никакие спецэффекты не смогли убедить в том, что перед нами — само Зло, как оно есть, а не просто покрытое слизью гигантское насекомое.)

В конце дали о себе знать и принципиальные изменения сюжетной канвы (весьма неожиданные и не всегда приятные для тех, кто привык к бережному обращению Джексона с первоисточником). Самое главное — вместо памятного по предпоследней главе Шира, оскверненного и оккупированного силами зла, перед взором возвратившихся домой путешественников предстает все та же идиллическая картинка, что радовала глаз вначале: аккуратные пряничные домики с круглыми дверями, присыпанные песочком дорожки, ни одного вырубленного каштана на всем пути, а в местном трактире — все такие же беззаботные и трогательные невысоклики, болтающие мохнатыми ножками, не пережившие злодейской оккупации и, судя по всему, даже не подозревающие, какая беда еще совсем недавно угрожала миру. Сарумана, как и переметнувшегося к нему Гнилоуста, в третьей части нет вообще: даже в длинной-предлинной режиссерской версии так и не придется увидеть, как ╚Гнилоуст вдруг выскочил, выхватил запрятанный нож, бросился, рыча, как собака, на спину Саруману, откинул ему голову, перерезал горло и с визгом побежал по улице╩. Для хоббитов (а теперь, пожалуй, и для поколения толкиенистов-неофитов, начавших знакомство с эпопеей с экранизации) великая битва Добра и Зла так и останется не более чем очередной увлекательной историей, которую так приятно послушать у камина, попыхивая трубочкой, любовно набитой отборным курительным зельем.

Такой результат немного расстраивает. Но история (а экранное воплощение ╚Властелина колец╩, как к нему ни относись, уже стала неотъемлемой частью мировой художественной культуры) расставит все на свои места. А сейчас, как ни крути, время триумфа, эйфории и радостных песен. Ибо Царству Саурона положен конец
И низвергнута Вражья Крепость
.

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: claudebot
Request Method: GET
Remote Address: 18.117.91.153
Remote Port: 48734
Query String: item=040119b


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )