Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Кедров Константин — Русский курьер (Москва), 17.1.2004
Спасибо за статью, Остогер!

Просто хочется чуда…

В Австралии появилась новая должность — министр по делам «Властелина колец». Размах изданий и экранизаций Толкиена принял такие масштабы, что существенно влияет на экономику развития страны. С литературной точки зрения Толкиен не является выдающимся писателем, но ему удалось затронуть какие-то потаенные струны англоязычной культуры, которые звучат в резонанс.

Ну да, хоббиты и гоблины. Ну фантастические битвы за право обладания волшебными кольцами. Что тут нового? Все это уже было и в европейском эпосе, и в европейской литературе. Почему именно Толкиен? Почему именно «Властелин колец»? Почему такой пик популярности, начавшийся в середине XX века и нарастающий в XXI?

Психологи объясняют, что стремительное ускорение исторического времени порождают жажду остаться в прошлом. Рыцарский, традиционный кельтско-скандинавский эпос, воплощенный Вагнером в операх, уже никого не устраивает. Там явная перегруженность религией и философией. А у Толкиена никакой идеологии, кроме желания остаться в сказке.

В XXI веке выяснилось окончательно, что никакая фантастика, никакой эпос не могут заменить даже у взрослого человека жажду сказки. И не потому, что в ней «намек — добрым молодцам урок», а потому, что просто хочется сказки.

Толкиена первыми полюбили студенты американских колледжей, тоскующие по своим историческим корням. Сегодня эти студенты уже дедушки и бабушки, а их дети обучают своих детей основам толкиенизма. Толкиенизм — это сказочность и жажда бутафорского героизма в обыденной жизни. Интеллигентный Толкиен, конечно, не имеет ничего общего с толкиенизмом. Он оказался в самом центре грандиозной мясорубки Первой мировой войны — участвовал в битве при Сомме. А свою трилогию начал создавать во время Второй мировой, потому что ненавидел реальную войну и «вдохновителей жутких побоищ…» Писатель был бы в ужасе от экранизаций, где на первом плане натуралистические сражения с помощью спецэффектов.

Похоже, что вся литература независимо от уровня и качества превращается в сырьевую базу для многосерийных киноэкранизаций, где на первый план выходят компьютерные спецэффекты, словно специально созданные для сказки.

Новая культурная ситуация, к сожалению, ведет к полному отуплению грядущих поколений. Массовое оглупление весьма доходно. Последняя экранизация уже принесла 700 миллионов долларов. Бороться с этим так же бессмысленно, как воевать с рекламой. Похоже, что настоящая литература полностью не защищена и никак не может противостоять натиску коммерческого оболванивая людей. В роли заказчиков здесь выступают миллионы и даже миллиарды кинозрителей и читателей. Они хотят быть легко обманутыми и с восторгом поддаются обману.

Не надо быть пророком, чтобы предсказать многосерийную экранизацию детских книжек Мадонны с нудными пересказами Каббалы.

Можно понять волнение в клерикальных кругах. Гарри Поттер потеснил в детском сознании младенца Иисуса, а хоббиты и гоблины намного популярнее ангелов и бесов. Не сбылись также прогнозы, обещающие полное торжество научной фантастики над мифом и сказкой. Оно и понятно. Космос вопреки всем надеждам оказался необитаемым. Безжизненная оранжевая пустыня Марса вообще отбивает всякую охоту туда летать. А Земля-матушка все еще радует неиссякаемым запасом гномства, покемонства, гоблинства и прочего волшебства.

Возможно, что хоббиты и эльфы — это некие элементарные частицы внутреннего мира каждого человека. Впору составлять таблицу Менделеева человеческой души, где кроме перечисленных героев остается множество незаполненных клеток для других волшебных существ, и каждое открывает что-то новое в человеке. Ведь никто не предсказывал появление Гарри Поттера, да еще и в паре с Таней Гроттер.

Гомо Сапиенс, человек разумный, — не очень удачное определение нашего вида, разумными мы никогда не были. Человек фантазирующий, человек играющий и, наконец, человек потребляющий (не важно, что именно) — это гораздо ближе к нашей природе. Как знать, может, со временем человека XXI века назовут Гномо Хоббитус.

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: claudebot
Request Method: GET
Remote Address: 44.222.82.119
Remote Port: 57663
Query String: item=040117b


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )