Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Тух Борис — Вести (Эстония), 9.1.2004

Cвобода, равенство и братство кольца

На первый сеанс в «Кока-Кола Плазу» пришло несколько десятков толкиенистов. Одетые в серые балахоны и остроконечные колпаки или в зеленые камзолы; многие в гриме. Кто-то принес настоящую волынку; над толпой гордо развевался серый стяг с эмблемой Рохана. Среди них было немало детей лет 11-12. Внешне — настоящие толкиеновские невысоклики.

Поклонники культового писателя пришли, чтобы вместе торжествовать победу Света и Добра над Мордором, где вечная тьма.

«Война и мир» Среднеземья

Если фильм первый «Братство кольца» был достаточно увлекателен, а второй, «Две башни», очень хорош, то заключительная часть трилогии, «Возвращение короля», сделана просто великолепно.

Батальные кадры не имеют себе равных в анналах мирового кинематографа. Ритм почти безупречен. Спецэффекты — блеск! Актерские работы в высшей степени профессиональны.

Продолжительность всей эпопеи — 9 часов 22 минуты. Из них 3 часа 28 минут приходится на заключительный фильм.

По масштабам, а также по размаху батальных сцен проект новозеландца Питера Джексона вполне сопоставим с «Войной и миром» Сергея Бондарчука.

Питер Джексон потратил на всю трилогию около 300 млн долларов. Расходы уже окупились более чем троекратно.

Фантастический размах массовых сцен (как и спецэффекты) — это, конечно, торжество компьютерной графики. Вирго Мортенсен, исполнитель роли бродяжника, а затем короля Арагорна, сказал, что каждого из статистов, игравших орков и прочих злых демонов, он убил не меньше двадцати раз: многолюдье создавалось техническими средствами.

Философия волшебной сказки

К Толкиену всерьез относятся те, кто ненавидят его творчество — и то мироощущение, которое возникает при чтении «Властелина колец».

Был у меня один знакомый. Человек не то чтобы религиозный, но до предела воцерковленный. (Понятия эти не только не тождественны; на практике они часто противоречат друг другу. Религиозность — это вера в Бога, связь с Богом, искреннее и прочувствованное принятие его нравственного идеала; это свободный и высокий выбор человека, не требующий непременно принадлежать к какой-либо организации.)

Так вот, этого знакомого буквально трясло при имени Толкиена. Хотя что дурного сделали Толкиен и толкиенисты? Они никого не убивали, не сотрудничали с КГБ, не устраивали публичных имущественных разборок, не торговали беспошлинными сигаретами и водкой. Они очень мирные люди.

Однако Зло всегда очень ясно чует опасность. Культовый ныне (а в тот период, когда он создавал свои произведения, умеренно известный) лингвист и литератор Дж.Р.Р.Толкиен заложил основы если не революционного (оно не требует немедленного действия и ничего не ниспровергает), то, во всяком случае, принципиально нового мировоззрения.

Стиль у Толкиена подробный, вязкий, неторопливый; конструкции фразы архаичны (в русском переводе это передано очень хорошо). Толкиен сочинял в том ритме, который был в моде в англоязычной литературе между Первой и Второй мировыми войнами; его близким собратом можно счесть Ивлина Во.

Сегодняшняя фантастика намного стремительнее и от этого кажется более действенной. Привычному к ней читателю Толкиен дается не без труда. Первые десяток-другой страниц надо преодолеть, заставляя себя приноровиться к авторской манере. Дальше пойдет легче.

И очень трудно догадаться, что современная фэнтэзи, боевая фантастика своим торжеством обязана (в очень большой степени!) Толкиену.

Фэнтези предлагает альтернативу

Раньше авторы стеснялись. Забрасывали своих героев на другие планеты — там иная реальность, иная внешность у сил Добра и Зла. (В советских условиях к такой нехитрой маскировке заставляла прибегать цензура — вспомним хотя бы романы Стругацких.) Со временем надобность в этом отпала. Условность стала восприниматься как входящее в правила игры условие.

Мечта всегда уносит человека в иные миры. Так пусть они существуют в книгах параллельно реальности.

История не имеет сослагательного наклонения. Но человеку свойственно фантазировать: а что было бы, если бы, скажем, Гитлера убили бы в Первую мировую войну. Или если бы при Калке ряды русской тяжелой конницы не были расстроены бросившимися врассыпную союзниками-половцами и страшный удар клина кованой рати пришелся бы по самому центру монгольского экспедиционного корпуса. Наверно, тогда и Батыева нашествия не было бы, и на Русь не навалилось иго татарщины, азиатчины, совсем не изжитое и сегодня.

Старый анекдот

Человек приходит в ОВИР, чтобы подать прошение о выезде из СССР. Ему идут навстречу, предлагают выбрать страну, куда он отправится на ПМЖ. Он все взвешивает, ничего ему не нравится. Приносят глобус — мол, вертите и выбирайте. После долгого раздумья он спрашивает: «А другого глобуса у вас нет?»

Фэнтези и есть тот самый другой глобус.

Люди и нелюди

Кинематографическая версия проще и нагляднее книги. В данном случае простота пошла на пользу: высокие ценности, которые утверждал Толкиен, в изложении Джексона звучат еще доходчивее. И эмоциональнее.

Великолепный красавец Арагорн, мыслитель и воин, с его темными волосами и бородой и ярко-синими глазами, в исполнении Вирго Мортенсена становится мессией этого мира.

В фильме отчетливее звучит и та мысль, что Добро может побеждать лишь тогда: когда оно беспримесное, самой высокой пробы.

Градоправитель Минас-Тирита Дэнэтор — человек с червоточиной в душе; в нем нет истинного Добра, и оттого он не может воодушевить своих воинов, борющихся со страшной нечистью. Рыцари Минас-Тирита, которыми командует нелюбимый сын правителя Фарамир, идут в бой с обреченностью в глазах. И в движении закованных в броню всадников нет воли к победе, а есть лишь готовность умереть.

А в пришедшей на помощь осажденным армии конунга Теодена видна уверенность в своей правоте и преданность Добру. И ее атака яростна и победоносна, ибо нет той силы, которая выстоит против людей, твердо знающих, что они обнажили мечи ради торжества Добра и Справедливости.

У Джексона нет четкой грани между прямым ходом и метафорой. Призраки, которые приходят на помощь осажденным, тени предков — это ведь и сказочный мотив, и метафора того, что происходит в действительности: когда враг одолевает, обращаются к славному прошлому (В 41-м Сталин в своей речи на Красной площади вспомнил Александра Невского, Дмитрия Донского и другие тени забытых предков.)

И еще одна метафора, вырастающая из фильма. Если несметные полчища Зла постоянно прибывают и мы вынуждены биться с ними вечно, если то, что гнетет нас, связано с несправедливой властью и неправедно нажитым богатством, то, может, нами правят нелюди?

Кто даст ответ?

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: claudebot
Request Method: GET
Remote Address: 44.221.87.114
Remote Port: 14029
Query String: item=040109a


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )