Тух Борис Вести (Эстония), 9.1.2004 | ||
Cвобода, равенство и братство кольцаНа первый сеанс в «Кока-Кола Плазу» пришло несколько десятков толкиенистов. Одетые в серые балахоны и остроконечные колпаки или в зеленые камзолы; многие в гриме. Кто-то принес настоящую волынку; над толпой гордо развевался серый стяг с эмблемой Рохана. Среди них было немало детей лет 11-12. Внешне настоящие толкиеновские невысоклики. Поклонники культового писателя пришли, чтобы вместе торжествовать победу Света и Добра над Мордором, где вечная тьма. «Война и мир» Среднеземья Если фильм первый «Братство кольца» был достаточно увлекателен, а второй, «Две башни», очень хорош, то заключительная часть трилогии, «Возвращение короля», сделана просто великолепно. Батальные кадры не имеют себе равных в анналах мирового кинематографа. Ритм почти безупречен. Спецэффекты блеск! Актерские работы в высшей степени профессиональны. Продолжительность всей эпопеи 9 часов 22 минуты. Из них 3 часа 28 минут приходится на заключительный фильм. По масштабам, а также по размаху батальных сцен проект новозеландца Питера Джексона вполне сопоставим с «Войной и миром» Сергея Бондарчука. Питер Джексон потратил на всю трилогию около 300 млн долларов. Расходы уже окупились более чем троекратно. Фантастический размах массовых сцен (как и спецэффекты) это, конечно, торжество компьютерной графики. Вирго Мортенсен, исполнитель роли бродяжника, а затем короля Арагорна, сказал, что каждого из статистов, игравших орков и прочих злых демонов, он убил не меньше двадцати раз: многолюдье создавалось техническими средствами. Философия волшебной сказки К Толкиену всерьез относятся те, кто ненавидят его творчество и то мироощущение, которое возникает при чтении «Властелина колец». Был у меня один знакомый. Человек не то чтобы религиозный, но до предела воцерковленный. (Понятия эти не только не тождественны; на практике они часто противоречат друг другу. Религиозность это вера в Бога, связь с Богом, искреннее и прочувствованное принятие его нравственного идеала; это свободный и высокий выбор человека, не требующий непременно принадлежать к какой-либо организации.) Так вот, этого знакомого буквально трясло при имени Толкиена. Хотя что дурного сделали Толкиен и толкиенисты? Они никого не убивали, не сотрудничали с КГБ, не устраивали публичных имущественных разборок, не торговали беспошлинными сигаретами и водкой. Они очень мирные люди. Однако Зло всегда очень ясно чует опасность. Культовый ныне (а в тот период, когда он создавал свои произведения, умеренно известный) лингвист и литератор Дж.Р.Р.Толкиен заложил основы если не революционного (оно не требует немедленного действия и ничего не ниспровергает), то, во всяком случае, принципиально нового мировоззрения. Стиль у Толкиена подробный, вязкий, неторопливый; конструкции фразы архаичны (в русском переводе это передано очень хорошо). Толкиен сочинял в том ритме, который был в моде в англоязычной литературе между Первой и Второй мировыми войнами; его близким собратом можно счесть Ивлина Во. Сегодняшняя фантастика намного стремительнее и от этого кажется более действенной. Привычному к ней читателю Толкиен дается не без труда. Первые десяток-другой страниц надо преодолеть, заставляя себя приноровиться к авторской манере. Дальше пойдет легче. И очень трудно догадаться, что современная фэнтэзи, боевая фантастика своим торжеством обязана (в очень большой степени!) Толкиену. Фэнтези предлагает альтернативу Раньше авторы стеснялись. Забрасывали своих героев на другие планеты там иная реальность, иная внешность у сил Добра и Зла. (В советских условиях к такой нехитрой маскировке заставляла прибегать цензура вспомним хотя бы романы Стругацких.) Со временем надобность в этом отпала. Условность стала восприниматься как входящее в правила игры условие. Мечта всегда уносит человека в иные миры. Так пусть они существуют в книгах параллельно реальности. История не имеет сослагательного наклонения. Но человеку свойственно фантазировать: а что было бы, если бы, скажем, Гитлера убили бы в Первую мировую войну. Или если бы при Калке ряды русской тяжелой конницы не были расстроены бросившимися врассыпную союзниками-половцами и страшный удар клина кованой рати пришелся бы по самому центру монгольского экспедиционного корпуса. Наверно, тогда и Батыева нашествия не было бы, и на Русь не навалилось иго татарщины, азиатчины, совсем не изжитое и сегодня. Старый анекдот Человек приходит в ОВИР, чтобы подать прошение о выезде из СССР. Ему идут навстречу, предлагают выбрать страну, куда он отправится на ПМЖ. Он все взвешивает, ничего ему не нравится. Приносят глобус мол, вертите и выбирайте. После долгого раздумья он спрашивает: «А другого глобуса у вас нет?» Фэнтези и есть тот самый другой глобус. Люди и нелюди Кинематографическая версия проще и нагляднее книги. В данном случае простота пошла на пользу: высокие ценности, которые утверждал Толкиен, в изложении Джексона звучат еще доходчивее. И эмоциональнее. Великолепный красавец Арагорн, мыслитель и воин, с его темными волосами и бородой и ярко-синими глазами, в исполнении Вирго Мортенсена становится мессией этого мира. В фильме отчетливее звучит и та мысль, что Добро может побеждать лишь тогда: когда оно беспримесное, самой высокой пробы. Градоправитель Минас-Тирита Дэнэтор человек с червоточиной в душе; в нем нет истинного Добра, и оттого он не может воодушевить своих воинов, борющихся со страшной нечистью. Рыцари Минас-Тирита, которыми командует нелюбимый сын правителя Фарамир, идут в бой с обреченностью в глазах. И в движении закованных в броню всадников нет воли к победе, а есть лишь готовность умереть. А в пришедшей на помощь осажденным армии конунга Теодена видна уверенность в своей правоте и преданность Добру. И ее атака яростна и победоносна, ибо нет той силы, которая выстоит против людей, твердо знающих, что они обнажили мечи ради торжества Добра и Справедливости. У Джексона нет четкой грани между прямым ходом и метафорой. Призраки, которые приходят на помощь осажденным, тени предков это ведь и сказочный мотив, и метафора того, что происходит в действительности: когда враг одолевает, обращаются к славному прошлому (В 41-м Сталин в своей речи на Красной площади вспомнил Александра Невского, Дмитрия Донского и другие тени забытых предков.) И еще одна метафора, вырастающая из фильма. Если несметные полчища Зла постоянно прибывают и мы вынуждены биться с ними вечно, если то, что гнетет нас, связано с несправедливой властью и неправедно нажитым богатством, то, может, нами правят нелюди? Кто даст ответ?
CGIWrap Error: Execution of this script not permittedExecution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:
|
Цитата наугад | ||
Это и другие наблюдения прессы в «Подшивке Лэймара». |
© Хранители Арды-на-Куличках О Подшивке
Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )