Пильхер Брэдфорд Р., пер. Натальи Роор для sem40 Центральный Еврейский Ресурс, 24.12.2003 Спасибо за статью, Наталья Семёнова! | ||
На Земле Толкиена нашлось место и евреямНесмотря на то что трилогия «Властелин колец» полна скрытых аллегорий, многие критики и поклонники пытаются уловить в книге религиозную, философскую и политическую нити. А можно ли найти на Средней Земле что-то еврейское? Как говорят об эпопее, «Властелин колец» может занять верхние позиции в списке популярности. Было снято три фильма, просмотр которых в совокупности занимает девять часов (полная версия выпущена на DVD). Три фильма основаны на сюжете книги Дж.Р.Толкиена. Но еще больше удивляет миф, лежащий в основе истории о борьбе за Среднюю Землю с войском Саурона, миф, который покорял сердца многочисленных поклонников книги и вызвал огромное число споров по поводу своего аллегорического значения. Одни, читая «Властелина колец», видят в книге опыт, приобретенный автором во время Первой мировой войны. Другие видят в ней древний аналог периода расцвета нацизма, который охватил Европу как раз в тот период, когда писатель работал над книгой. Кто-то видит в книге христианские метафоры, кто-то восхваление нордическому характеру, на основании чего делают вывод, что Толкиен был тайным антисемитом и симпатизировал нацистам. В действительности, Толкиен написал письмо сыну, в котором он высмеивал Гитлера, недоумевал по поводу того, как нацизм принимает черты некогда великой традиции нордического мифа, традиции, которую Толкиен чтил и которая оказала огромное влияние на сагу о Средней Земле. Когда германское издательство решило опубликовать книгу Толкиена в немецком переводе, автора спросили, есть ли у него предки-арийцы. Он ответил, что если они хотят узнать, не еврей ли он, ему ничего не остается, как пожаловаться, что, к сожалению, в его жилах не течет кровь этого одаренного народа. Толкиен был еще более выразителен в своем презрении к аллегорическим интерпретациям «Властелина колец», повторяя снова и снова, что он писал не о нацизме, не о Первой мировой войне, не о христианстве или о чем-либо еще, а только о Средней Земле. Хоббиты не представляют никого, кроме самих себя. Фродо √ это только Фродо, а не метафорический образ кого-либо или чего-либо. Так говорит Толкиен, и так оно есть на самом деле. Тем не менее нельзя удержаться от анализа такой богатой эпической истории, как трилогия «Властелин колец». Определенно, она поражает силой повествования, а аллегорические возможности ее неисчерпаемы. Если история о Средней Земле действительно история о борьбе добра против зла, она не должна пострадать от философского анализа. Учитывая огромный потенциал, заключенный в эпопее Толкиена, совсем немного было сказано о том, сколько еврейских тем можно обнаружить на страницах этой книги. Личность, потерпевшая неудачу По большей части экранизация «Властелина колец» является единственным способом показать, что евреи присутствуют в этой истории. Хотя книге уже полвека и по популярности с ней может конкурировать только Библия, большинство ее не читало. Для них, может быть, будет лучше и не начинать читать. Основные сюжетные линии итак уже известны. Если вспомнить нордические мифы о великих героях, интересно, что Толкиен выбрал крупное братство, взявшее на себя бремя разрушения одного кольца и освобождения Средней Земли от растущей угрозы Саурона. С армией Оркса на пути к Роковой Горе и в финальной битве с Сауроном никогда не борется один великий воин. Чтобы одержать победу над злом, нужен именно союз людей, хоббитов, карликов, эльфов, колдунов и даже армии мертвых. Идея, согласно которой отдельный человек не в силах преодолеть пороки человеческой натуры и зло, характерна не только для иудаизма. Тем не менее это определенно еврейская тема. Только в общине еврейский народ может выполнять мицвот, дарованный Б-гом на горе Синай. Отсюда необходимость в миньяне для молитвы, акцент на непрерывность избранного еврейского рода, обладающего качествами, свойственными не одному индивиду, а всему народу. Действительно, даже те индивиды, которые были рождены, чтобы возвыситься в еврейской истории, в конечном счете опускались до мирского уровня. Никто не знает, где похоронен Моисей. Царя Давида обвинили в том, что он взял в жены жену другого человека. Похожие параллели проводятся в мифах о Средней Земле. Великий герой Фродо Баггинс, скромный хоббит, избранный носить кольцо до финальной сцены на Роковой Горе, в конечном счете терпит поражение. Он падает, сраженный кознями Голлума, изгоняет своего лучшего друга Сэма. В конце он пленен силой кольца: он отказывается уничтожить его и просит оставить его себе. Но изгнанный друг Сэм спасает Фродо от поражения. Он отказывается оставить своего друга, возвращается, спасает его от Оркса и бережет кольцо от рук Саурона. Когда Фродо не в силах идти, Сэм несет его на руках. Еще более трогательно выглядит Голлум, который в итоге отправляет кольцо в огонь Роковой Горы. Не будь этого крайне порочного существа, который жил навязчивой идеей обладать кольцом, Фродо удалось бы бежать вместе с кольцом и Средняя Земля была бы утрачена. Что сказать о человеке, даже самом благородном из всех, которому не удалось выполнить миссию по спасению мира? Что сказать, когда победу можно одержать только благодаря узам дружбы, силе общины и даже влиянию зла? Когда я смотрел экранизацию финальной главы трилогии, я не мог избавиться от ощущения, что еврейская тема воплотилась в понимании ецер хары (злого начала). Раввины однажды заявили, что ецер хара на самом деле было добром (очень хорошим, по словам Г-спода), потому что без него мы не стали бы творить и работать на земле. Голлума трудно представить в качестве персонификации ецер хары, даже если его действия, продиктованные ревностью, спасали положение. Но великая эпопея Толкиена показывает, что злой герой может быть так же полезен в творении добра, как и положительный герой. Кольцо было уничтожено, зло в лице Саурона было изгнано из Средней Земли, и перед нами новый король Арагорн, выступающий перед собравшимися жителями Средней Земли. Мы должны объединиться, говорит он, чтобы исправить мир. Он выбирает волнующие слова, и они отражают иудейское понимание «тиккун олам» (исправление мира). Эта нить, которая тянется от братства в первом фильме до самого конца, видна так отчетливо, что ее нельзя не заметить. Мы должны объединяться не как отдельные индивиды, а как народ в достижении одной цели √ исправления мира. В этом и заключается квинтэссенция иудаизма. История продолжается Но даже когда великое зло побеждено и история завершается, на самом деле она продолжается. Для тех, кто не читал трилогию, финал «Возвращения кольца» может показаться особенно затянутым. Мы видим коронацию Арагорна, его воссоединение с Арвен, свадьбу Сэма. Мы видим, как хоббиты возвращаются в свое графство, как Фродо завершает работу над своей книгой. И, в конце концов, мы видим, как Среднюю Землю покидает последний корабль с эльфами и другими «союзниками». Если, по-вашему, этого многовато, помните, что на протяжении всех этих событий мы узнаем об уроке, который Фродо преподал Сэму. «Теперь это твоя история», говорит Фродо, когда они покидают Среднюю Землю, и вручает Сэму свои рукописи и своего любимого Бильбо. Здесь, всего в одной сцене, заключается основная концепция, которая также присутствует и в иудаизме. Передача опыта одним поколением другому, продолжение цели от одной эры к другой √ все это присуще идее иудаизма, которая описывается в Торе в главе о приближении мессианских времен. Мыслью, что прошлое, настоящее и будущее навечно связаны друг с другом, и завершается фильм «Властелин колец». Бильбо, Фродо, Сэм √ история не кончается. На поставленные вопросы нет окончательных ответов. Угроза зла живет во всех нас, и поэтому приключения будут продолжаться. То, что Толкиен говорит об этом, не означает, что он специально изучал иудаизм, но нельзя отрицать, что наши ценности здесь ярко отражены. Возможно, это лучшее, что еврейский зритель может сказать о трилогии Толкиена. В ней отражено очень много ценностей еврейского народа. В истории, рассказанной Толкиеном, есть герои, но они имеют свои недостатки, и только объединившись, они могут одержать победу. Их удивительная история, в конечном счете, это история о звене в цепи. История началась еще до «Братства кольца» и продолжится после того, как эльфы покинут Среднюю Землю, и будут сказаны последние хвалебные слова в отношении «Возвращения короля». Путешествие не заканчивается никогда. Так что, если иногда нам приходится откладывать на несколько часов нашу Тору, почему бы не посвятить их Толкиену? Важно, что его произведение соперничает в популярности даже с Библией, важно, что фильмы, снятые по его мотивам, так ярко показывают нам жизнь нашей же общины. Даже если Толкиен ненавидел аллегорию, в его работе ее все-таки можно найти. И как же велики границы Средней Земли, раз в ней нашлось место и для евреев!
CGIWrap Error: Execution of this script not permittedExecution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:
|
Цитата наугад | ||
Это и другие наблюдения прессы в «Подшивке Лэймара». |
© Хранители Арды-на-Куличках О Подшивке
Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )