Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Автор не указан или неизвестен — Томский вестник (Томск), 17.11.2003

Гэндальфа — в президенты

Ролевые игры: удовольствие для детей, стресс для родителей

- Руби его, Фалькон, руби! -Хаген, щитом его! Вперед, давай! Толпа «не по-людски» одетой публики, окружив пятачок вытоптанной травы, азартными криками подбадривает двух бойцов с текстолитовыми щитами и мечами, сошедшихся в схватке. Человек, случайно увидевший в лесу неподалеку от города эту картину, может подумать все что угодно, вплоть до того, что случайно попал в провал во времени. Если только не знает о существовании движения РИ-ролевых игр.

Они возникли после выхода в свет трилогии английского писателя Джона Рональда Руэла Толкиена «Властелин колец» (экранизация книги сейчас успешно бьет все рекорды кассовых сборов). Сам автор, прошедший Первую мировую войну, а позднее ставший профессором древнеанглийской филологии в Оксфорде, отдал написанию этой книги практически всю свою жизнь. Эпическая мощь скандинавских саг, слившаяся с собственным военным опытом писателя (он потерял на войне двоих из четырех ближайших друзей), дали неожиданный результат: сконструированный Толкиеном мир оказался столь живым и так подробно разработанным, что читатели эпопеи не захотели с нею расставаться. В Европе и Америке начали появляться клубы поклонников Толкиена, члены которых выезжали на природу и играли роли полюбившихся героев. Влияние книги Толкиена было так велико, что в кампусах американских университетов можно было увидеть молодых людей со значками «Хоббиты — это хобби!» и «Гэндальфа — в президенты!».

Со временем ролевые игры и сами ролевики стали гораздо разнообразнее. Одни играют только в «исторички» (игры, моделирующие реальные исторические события), другие «прикалываются» по фантастике. Есть настольные игры, когда действие персонажа определяется бросанием кубика. Допустим, сражаются «рыцарь» и «маг»: выпал чет — подействовало заклинание, нечет — меч оказался сильнее волшебного посоха. Есть «реальные» игры, которые делятся на «павильонки» (проходящие под крышей) и «полигонки» — игры на природе. «Полигоном» называется специальное, удобное для пребывания нескольких сотен человек место. В «полигонках» каждый ищет собственное удовольствие. Кто-то жаждет помахать мечом, кто-то покрасоваться в костюме, кто-то видит в этом вариант отдыха на природе, а кто-то просто едет потусоваться, а то и выпить. Более серьезные игроки пробуют себя в искусстве интриги и управления государством либо ищут исторической достоверности. Есть игры, где, для того чтобы тебя допустили, нужно не только выдержать проверку на историческую аутентичность оружия и снаряжения, но даже сдать языковой минимум, к примеру, по тем же скандинавским языкам, который может достигать нескольких сотен слов. Ясно, что подготовка такой игре занимает не один месяц и обходится недешево.

Хотя встречаются ролевики в возрасте сорока лет и старше, основной контингент на полигонах — выпускники школ, студенты и лица, не так давно вышедшие из студенческого возраста. А у них, как правило, есть родители, которые, даже признавая педагогическую полезность РИ, задаются вопросом: «А нет ли опасности получить травму?». Ведь кто знает, до какой степени реализма доходят сыновья и внуки, размахивая без присмотра взрослых деревянными, а кое-где и металлическими мечами?

К нам в редакцию позвонила бабушка 16-летнего внука, который за три года «занятий ролевыми играми» (правда, бабушка не знает, ходит ли внук в организованный клуб или просто занимается самодеятельностью) ломал ногу, руку и нос. Да и просто ночевка под открытым небом, колка дров для костра и возможные встречи со змеями родителям оптимизма не прибавляют.

Что можно им ответить? Ролевые игры, хотя кое-где уже и пользуются поддержкой государства, пока что движение неформальное. Так что ситуация, на мой взгляд, ничем не отличается от той, когда люди по доброй воле идут, например, кататься на горных лыжах. И если кто-то из них, не дай бог, сломает ногу, то это будет только несчастным случаем, за который никто не будет нести юридической ответственности. Ведь от случайности никто не застрахован.

- Теоретически, конечно, можно получить травму во время ролевой игры или тренировки, — говорит Андрей Коробков, руководитель клуба исторического фехтования «Ворон». — Но для этого и существуют доспехи. Меня самого, например, врачи зашивали три раза. И только по собственной дурости: не надел доспехи, понадеялся на русский «авось». У себя в клубе мы не допускаем игроков до тренировок до тех пор, пока они не сделают себе шлемы. Историческое фехтование — это спорт. И, значит, риск получить травму здесь такой же, как в контактном виде спорта.

Кроме того, все оружие, прежде чем допускается для использования на полигоне, проверяется организаторами игры, так называемыми мастерами, на предмет травмоопасности. В правилах одной томской игры я встречала такую фразу: «Оружие, вызывающее сомнение в своей безопасности, проверяется на владельце». Правила игры также регламентируют те места на теле, куда можно наносить удары.

- На полигоне обычно присутствует человек, который может оказать первую медицинскую помощь, — говорит один из томских мастеров Михаил Бабак. — Сами мастера берут с собой аптечку. Но, как показывает опыт, все, что пользуется спросом, — это активированный уголь и йод, потому что самые частые повреждения — рубленые раны, довольно несерьезные, и различные расстройства желудка.

Игроки, которые заболевают историческим фехтованием серьезно, доходят до того, что участвуют в соревнованиях, сиречь турнирах. Вот там используется оружие из металла. Зато и допускаются на турниры только участники в полном защитном вооружении, покрывающем тело целиком: даже шлем — только с забралом.

Еще один фактор риска -собственно «полевые условия» на полигоне. Большинство игроков-люди сугубо городские. Поэтому, не зная, как безопасно работать топором, кто-нибудь может, конечно, обрубая сучки с бревна, поранить руку или ногу. Но здесь, как и в обычной жизни, действует золотое правило: «Не умеешь — не берись».

Вернемся к проблемам родителей, которые, возможно, гадают, отпускать или не отпускать ребенка в лес «делать непонятно что». Как мне кажется, ролевые игры — это один из видов социализации, то есть приобретения подростком навыков жизни и взаимодействия в коллективе. Вспоминается байка о некоем политтехнологе, который, отмечая победу на выборах своего клиента, баллотировавшегося в депутаты, сказал буквально следующее: «Подумаешь, депутат! Я четырежды королем был!». Ведь действительно трудно стать королем и сделать так, чтобы тебе повиновались, в среде людей, каждый из которых — яркая индивидуальность. К тому же в ролевое движение идут подростки, ищущие необычных ощущений, которые в противном случае они могли бы найти, например, в наркотиках. Как говорится,

[Здесь статья загадочно обрывается]

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)
Request Method: GET
Remote Address: 18.191.216.163
Remote Port: 51519
Query String: item=031117


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )