Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Бредихина Варвара — Сельская молодежь (Москва), 12.9.2003
Спасибо за статью, Остогер!

Красноречие Сарумана

Ну, сперва для тех, кто совсем не в курсе. Есть у нас такая напасть — толкиенизм называется. То ли фанатские дела, то ли шиза такая. Некоторые говорят, что толкиенизм — это просто окололитературное течение, вроде пушкинистов. Но пушкинисты себя Евгениями Онегиными не называют, а тем более не считают на полном серьезе. А те, которые считают. это уже не пушкинисты, а шизы. Зато у толкиенистов это вполне принятая норма. Мало того, что любят назваться именем какого-нибудь персонажа (еще бы не беда, может, шутки ради), но ведь уши себе пластическими операциями заостряют и впрямь верят, что они и есть настоящие Арагорны и Леголасы, но попавшие в другую пространственно-временную реальность.

Когда таких штук до двадцати наберется, начинают выяснять, кто из них настоящий, а кто имя себе не по праву присвоил. Собирается высокая комиссия из погрязших в этом деле лет уже по десять, и давай умные вопросы задавать. Мол, если ты и впрямь Арагорн, то расскажи нам, каково имя пятиюродного племянника короля Тар фигзнаеткакзвали и в какую сторону сворачивает пятый западный приток Брэндидуина за 12.5 лиги до впадения в Великую Реку. Ответил — умница, Арагорн. Не ответил - обломись. Но обломившийся имеет полное право собрать свою тусовку и сочинить свою ересь. В конце концов, кто лучше знает Средиземье: какой-то английский профессор, или Он, всю прошлую жизнь там проживший?! Любопытно почитать на главном толкиенистском сайте «Арда на куличках» (кстати, и кулички у них чертовы!) как признанные и почтенные учат новичков грамотно выяснять свое иномирное происхождение и не ошибиться, принимая себя за Галадриэль, бывши «там» простой эльфийской прачкой.

Тусовки множатся, разветвляются, но среди них выделяются два непримиримо враждебных клана психопатов. Первые, умеренные, - это ортодоксальные толкиенисты, воспринявшие книги профессора, как не подлежащие критике и обсуждению пророчества. Эти стали упорно сверять «Сильмариллион» с Библией, переводить молитвы на древнеэльфийский и маршировать по лесам с иконой в одной руке и мечем, сделанным из клюшки, в другой. Из безобидной ролевой игры возникла типичная ересь, знал бы Толкиен, наверное, сжег бы свои рукописи, как Гоголь.

Второе направление — визионеры, ушельцы и глюколовы. Здесь концепция совершенно иная. Если для ортодоксальных Арда — это далекое прошлое нашего мира, познаваемое благодаря истинному и безупречному откровению от Толкиена, то для визионеров Арда - параллельный мир, в который посредством собственного глюка может прогуляться любой желающий. Вот и получается, что за безобидным словом «визионерство» стоит вполне изученное явление, традиционно называемое шизофренией. Со всеми радостями путешествий по параллельным мирам, перерождениями личности и тому подобным. Излишне говорить, насколько облегчают это самое визионерство наркота, всевозможные экстатические практики и прочая гадость.

И вот в этом бурлящем котле глюколовов и странников по мирам, психопатов и эскапистов, отвергнутых своими же собратьями-толкиенистами, зародилась новая, еще более тяжкая форма фанатизма — ниеннизм. Начало положила «Черная книга Арды» Натальи Васильевой и Натальи Некрасовой, меж толкиенутых известных как Элхе Ниеннах и Ил-лет. Книга крайне не оригинальная и с литературной точки зрения нулевая. Основная идея — выворачивание толкиеновского мира наизнанку. Если Толкиен, грубо говоря, вписывал языческую, дохристианскую мифологию в католическую канву, то Васильева переиначивает тот же сюжет в духе люциферианства. Сюжет — нелепый гибрид «Сильмариллиона», мифов о Прометее, «Овода», «Рассказов о Ленине» и мексиканского телесериала.

Не трудись десятилетиями Толкиен, мадам Васильева не раскрутила бы за год свой романчик и, скорее всего, его бы не написала - не было бы обширной фанатской среды, готовой воспринять ее ухищрения. Можно без отвращения, с легкой скукой читать Перумова. Чтиво и чтиво. Опять же романтический демонизм Байрон с Лермонтовым придумали, а не Васильева. Но книжка Ниеннах с Иллет сильно действует на неокрепшие мозги. Причем, когда Иллет пишет одна, она создает вещи пусть спорные, но не гнусные. Что же до Ниенны, то сложно определить, чего в ее творениях больше — садистского упоения страданиями ею же вымышленных героев или мазохистсксго восторга от полноты переполнившего ее к героям сострадания. Нужно почувствовать, как ждут, как надеются Ниеиновы герои на жалость и сострадание окружающих, но лишь затем, чтобы встать в позу и горделиво его отвергнуть. Как причудливо смешивается их высокомерное презрение к подлому врагу с искренней обидой, что сними борются нечестно. Все время от бедного читателя агрессивно и надменно требуют жалости и сочувствия. Плохо воспитанный ребенок или истеричная дама, когда требуют себе мороженое или обновку, по крайней мере не любуются с нарциссистским упоением красотой собственной позы!

Но мы-то все это не всегда понимаем. И вот массы тинов -толкиенистов, просто ролевиков и прочих, — как правило, лишенных руководства со стороны взрослых и ответственных людей, начинают пассивно и некритично впитывать эти ядовитые фантазии. Пройдет немного времени, и найдутся те, кто доступно растолкует смысл уже усвоенных ими образов. Не все они, конечно, начнут распинать кошек, но сильно ли от этого легче?

Молодежных тусовок очень много, но едва ли найдется более деструктивная именно от дури, неструктурированная банда, чем ниеннисты. Или ниеннистки — их больше и они характернее. Обычная история в лесу рядышком с дачным поселком у большого города: на редкость некрасивая особа женского пола, неухоженная, скверно одетая, дурно пахнущая, с сигаретой в зубах и бутылкой пива рядом, зверски насилуя плохую гитару, воет дурным голосом про высокую скорбь, возвышенную любовь, прочие великие чувства и черные маки у замка Хэлгор. И ведь сама верит, что в душе она и прекрасная и глубокая, офигительно благородная и вся из себя возвышенная. Только вечная, единственная и незабываемая любовь совершается по пьяному делу и в полуживотном состоянии. Ну и про дешевую некачественную наркоту можно упомянуть. А презренный автослесарь, безвкусно одетый в чистый спортивный костюм и дорогие кроссовки — вот беда! — воспринимает ее только в виде пьяной психопатки.

Проблема не в деревянных мечах, заостренных ушах, плащах из занавески и хамски порубленных молодых елках в лесу — хотя за это руки отрывать надо. Когда черные маки проросли в сознание, неизбежно придет пора других пророков. Елена Мартынова, она же Мартиэль, еще одна толкиенистко-ролевая деятельница для более продвинутых, уже бубнит что-то о «звезде Люцифер».

Списать всю толкиенистскую среду в отстой — означает отдать ее на откуп этим персонажам, которые по одним им известным причинам эксплуатируют простую схему: литературная эльфячья дивность — тусовка бездельников — сатанинские задвиги. Правильное восприятие литературы продемонстрировал Торментор, вокалист норвежской трюблэк-металлической группы GARGAROTH. Когда его спросили в том смысле, что судя по названию группы вы, типа, фанаты Толкиена, Торментор ответил: «Никогда не увлекался этим добром. Может, кто из прежнего состава читал всю эту мукулатуру, а я — нет».

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: claudebot
Request Method: GET
Remote Address: 107.23.156.199
Remote Port: 55996
Query String: item=030912


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )