Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Черных Александр, студент факультета журналистики Московского госуниверситета имени М. Ломоносова — Парламентская газета (Москва), 22.8.2003

Битва гномов на Бородинском поле

Для игры это слишком серьезно. Для правды — слишком игриво. Но факт остается фактом: россияне, которым обрыдла реальность, бегут из нее в мир иллюзий, придуманный английским чудаком-профессором.

Прошедшая перепись населения преподнесла немало сюрпризов. Одним из самых громких стало появление в нашей стране новых, не существовавших до того народов. «Эльф», «гном», «хоббит» — именно так заполняли сотни опрашиваемых графу «национальность», не обращая внимания на опешивших переписчиков. К удивленным взглядам эльфы давно привыкли — именно так реагируют прохожие, когда видят на улицах городов людей в средневековых костюмах и даже доспехах. Кто-то крутит пальцем у виска, кто-то задает вопросы, кто-то просто смотрит, но равнодушным не остается никто. Тем не менее после выхода на экраны нашумевшего «Властелина колец» многие понятливо кивают: «А-а-а… толкиенисты… ничего особенного…»

Да, действительно, во всем виноват (сам того не желая) оксфордский профессор-филолог Толкиен, потративший большую часть жизни на создание фантастического мира, послужившего основой для одного из самых известных и читаемых романов прошлого столетия. Его действие разворачивается в волшебной стране — Средиземье. Как и во всякой сказке, там есть «плохие» и «хорошие». Носителями добра являются эльфы, гномы, хоббиты и часть людей. Им противостоят орки, тролли, нежить и другая часть людей. Главные герои обладают могущественным Кольцом Всевластия. Этот амулет дарует невероятные силу, магическую мощь и удачу, разрушая при этом душу. Кольцо необходимо уничтожить, если оно попадет к Саурону, воплощению зла, то мир погибнет. Но сделать это можно только в самом центре страны Темного Властелина.

В конце концов хорошие побеждают, но большой ценой. Впрочем, магия и сказочные существа во «Властелине колец» — всего лишь мастерски выписанные декорации, с помощью которых глубоко религиозный консерватор хотел напомнить миру о вечных ценностях. Герои романа делают нелегкий выбор между добром и злом, верностью и предательством, надеждой и отчаянием. Все вместе обеспечило книге невероятную популярность, огромное количество поклонников — от «Битлз» до Сартра с Камю, миллионные тиражи… А попутно профессор Толкиен запустил моду на Средневековье, драконов, волшебников и прочий фольклор. Кельтская музыка, к примеру, стала столь популярна именно благодаря «Властелину колец». Но на Западе мода на Толкиена понемногу затихает (хотя недавно вышедший фильм, естественно, вернул на некоторое время популярность роману).

В России — наоборот. Книги жанра «фэнтези» (фантастика с уклоном в волшебство и Средневековье) по продажам лишь немного уступают вездесущим детективам в мягких обложках — причем произведения не зарубежных, а наших авторов. Таких, скажем, как Ник Перумов, общий тираж книг которого превысил 3 миллиона экземпляров (первой известной его работой, кстати, стала трилогия «Кольцо Тьмы» — история Средиземья триста лет спустя после описываемых Толкиеном событий). Появился даже жанр «славяно-киевской фэнтези», использующий языческие легенды Древней Руси и вообще языческую эстетику.

Причем это не подражания, а вполне серьезные, самобытные произведения. Книги мастеров жанра — Марии Семеновой или Юрия Никитина — поражают достоверностью событий; зачастую это настоящие исторические романы, только с лешими, домовыми, валькириями и прочими персонажами славяно-скандинавского фольклора. С деятельными поклонниками Средневековья и фантастики в России тоже все в порядке. Отечественное движение любителей фэнтези приобрело массовый характер около пятнадцати лет назад, но оно не прекращает развиваться, и в нем уже выделилось несколько групп.

Самая известная — собственно толкиенисты, они же ролевики. Впрочем, они давно используют не только книги Толкиена, а многим вообще не нравятся его произведения. Основное их занятие — ролевые игры. Игра — это попытка создать на время свой мир и прожить в нем жизнь совершенно иного существа. Игры создаются мастерскими командами, которые находят «полигон» (место для проведения игры), выбирают мир — из легенд, книг, фильмов, компьютерных игрушек, а то и создают сами. Пишут «вводную» — расстановку сил до начала игры. Они же составляют правила, касающиеся костюмов, боев, способов имитации магии, возведения крепостей и тому подобных вещей.

Из-за сурового климата игровой сезон в России невелик — он длится всего лишь несколько теплых месяцев. Но в остальное время толкиенисты не сидят на месте, вспоминая летние подвиги. Они ездят на фестивали любителей фантастики (самый крупный — Зилант-Кон в Казани — собирает несколько тысяч человек), пишут книги (толкиенистка Ниеннах, например, написала один из самых лучших отечественных фантастических романов — «Черную книгу Арды», альтернативный взгляд на Средиземье Толкиена), песни (такие барды, как Йовин, Лора Московская или Сергей Калугин известны всему русскоязычному сообществу и на их концерты бывает трудно достать билет).

Московские толкиенисты из фонда «Жители Средиземья» помогают детским домам и выпускают журнал «Средиземье». А в Казани 1500 ролевиков поставили уникальную оперу по книге Толкиена «Сильмариллион». В общем, ролевое движение становится все более популярным. Практически в каждом крупном городе есть место, где в определенный день можно найти эльфов и гномов, сражающихся на мечах. В Москве это — Царицынский и Битцевский парки, в Питере — Черная речка. Россия, похоже, соскучилась по чудесам…

Существует огромное количество клубов, занимающихся восстановлением определенных времен. Наиболее известные — «Серебряный волк», «Бран», «Паладин», «Коло», «Дружина Аркона». Кроме создания костюмов, там могут учить древние языки, танцы, играть фольклорную музыку, заниматься народными единоборствами. Одна из главных целей любого клуба — разыграть какую-нибудь значимую битву своего времени. Такие представления похожи на театр, все расписано буквально по шагам — тем не менее, они необычайно зрелищны. А лучшие бойцы клубов регулярно встречаются на турнирах со звучными названиями.

Самые главны» — «Меч России», «Удаль молодецкая» проходят в Москве, хотя и на провинциальные ристалища приезжает народ со всей страны. Видеть же практически все крупные клубы можно на ежегодном празднике, осенью, под Бородином. Незабываемое зрелище — крестоносец и викинг, помогающие идти пьяному римскому легионеру…

Оружие реконструкторов более опасно, чем деревянные или дюралюминиевые мечи толкиенистов, поэтому случаются и довольно сильные травмы. А уж сломанные пальцы — дело обычное. Впрочем, без надежного доспеха, полностью соответствующего историческому аналогу, не допустят даже к простому, не турнирному поединку. Историческое фехтование, кстати, очень дорогой вид спорта. Стоимость обычного костюма может составлять несколько тысяч долларов, плюс оружие, плюс различные безделушки и украшения… Но любителей адреналина цена не пугает.

Толкиенисты и реконструкторы недолюбливают друг друга. Первые совершенно справедливо указывают на отсутствие самовыражения и видят скорее вред в слепом копировании прошлого, вторые вполне резонно смеются над деревянными мечами и неумело пошитыми плащами эльфов и хоббитов. Тем не менее их объединяет любовь к прошлому. Третью, самую молодую группу оно не волнует — их прельщает будущее, на худой конец — настоящее.

Они называют себя техногенщиками. Они тоже устраивают ролевые игры, но их приоритеты — научная фантастика и модели вполне современного оружия (а то и оружия из будущего). Обычно это китайские пистолеты-автоматы-ружья, продающиеся на любом рынке и довольно неплохо работающие (первые два-три месяца). Иногда мастера разрешают использовать пневматические пистолеты и винтовки (на таких играх повышенные требования к костюму и без надежной защиты для глаз вас туда просто не пустят). Из украшенных микросхемами и проводками водяных пистолетов и автоматов, заряженных подкрашенной водой, получаются прекрасные бластеры и прочие лазеры.

Активно используются самодельные дымовые шашки и гранаты, изготавливаемые из петард в пенопластовой оболочке (разлетающийся на приличное расстояние пенопласт играет роль осколков). Игры проводятся в самых разных местах — в лесу, в заброшенных деревнях или военгородках, даже в черте города — в недостроенных или разваливающихся домах. В Москве, например, техногенщики практически каждые выходные собираются, на территории давно законсервированной стройки недалеко от центра города! Самые крупные также тянутся неделями — «Апокалипсис» под Вяткой или «Киберпанк», проходящий недалеко от Санкт-Петербурга. Для таких техногенных игр создаются модели танков и БМП — старые автомашины, обшитые листами железа. Требования к костюмам тоже есть — мутант или инопланетянин должны быть узнаваемы с первого взгляда, как и робот или киборг.

Если это война двух реально существующих государств — флаги на камуфляже (в идеале — настоящую военную форму страны). Сюжеты для игр — Вторая мировая война, научная фантастика типа «Звездных войн» или «Матрицы», культовые- компьютерные игры типа «Doom» «Fallout», «Counter-Strike», мир после ядерной войны… Во многих городах техногенные ролевые игры значительно потеснили модный, но несерьезный пейнтбол — солидным бизнесменам больше понравилось бегать несколько суток по настоящему лесу в настоящем камуфляже и спасать планету, отражая атаки инопланетян. Или, приняв фронтовые сто граммов, с гранатой и криком «За Родину, за Сталина!» штурмовать базу «фашистов», в которой засел конкурент.

С появлением фильма «Властелин колец» число жителей сказок и легенд в России начало увеличиваться в геометрической прогрессии. «Важнейшее из искусств» сумело по-своему выразить очарование произведений старого профессора — гигантские армии, потрясающие компьютерные спецэффекты, волшебная музыка… Появившуюся массовую популярность можно продемонстрировать огромным количеством переизданий книг Толкиена, в продаже появляется даже его биография. Конечно, для большинства сказка закончится зимой, с выходом на экран третьей, заключительной серии. Но для многих путешествие в Средиземье продолжится…

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: claudebot
Request Method: GET
Remote Address: 18.206.76.160
Remote Port: 53612
Query String: item=030822


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )