Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Щербак-Жуков Андрей — Книжное обозрение (Москва), 27.1.2003
Спасибо за статью, Остогер!

Вторая крепость Толкина

Трудно избавиться от стойкого убеждения, что, будь то книга или фильм, но вторая часть почти никогда не бывает лучше первой. Однако в полной мере это касаются только сиквелов — продолжений, написанных спустя какое-то время. Тут же совсем другая история: сам Джон Рональд Руэл Толкин неоднократно подчеркивал, что «Властелин Колец» — вовсе не трилогия, а единый и неделимый роман, для удобства издателей искусственно порубленный на три приблизительно равные части. Вероятно, по этой самой причине фильм «Две крепости» опровергает вышеупомянутое утверждение — смотрится лучше и вызывает меньше споров, чем «Братство Кольца».

Во-первых, сам фильм сделан с невероятным старанием. Известен факт: режиссер Питер Джексон уже посреди монтажного периода вдруг вернул всю свою группу в Новую Зеландию для досъемок. Во-вторых, есть целый ряд объективных причин второму фильму быть лучше первого. «Братство Кольца» в свое время вызвало целый ряд недовольных возгласов, в равной степени и законных, и бессмысленных: «Ну, какие же это эльфы! Ну, какой же это Арагорн!» Это и неудивительно — героев сказочного эпоса каждый представляет себе по-своему. Ко второму фильму несогласие сменяется внутренним примирением — и вроде эльфы уже ничего, а Арагорн так просто лучше не придумаешь. Привычка — великое дело! Да и сам по себе второй том эпопеи предоставляет кинематографистам более выгодный материал, чем первый. В «Братстве Кольца» в общем-то практически линейный сюжет — хоббит Фродо с Кольцом идет в Мордор, находя или теряя по пути друзей. В конце первой части «братство» распадается, теперь у всех свои дороги: в «Двух крепостях» развиваются три параллельных сюжета, и это действительно создает ощущение эпичности происходящего. Картина Средиземья проступает во всей полноте и объеме: Фродо вместе с Сэмом продолжает свой путь и встречается с прежним хозяином и одновременно рабом Кольца Голлумом, Арагорн с эльфом Леголасом и гномом Гимли помогают жителям Рохана отразить нападение посланных магом-предателем Саруманом злобных урукхаев, два других хоббита — Мери и Пин — попадают к разумным деревьям энтам и поднимают и их на общую борьбу…

Массовые батальные сцены в картине находят замечательный контрапункт в точно найденных мелких деталях. Чего стоит один только рассказ Гимли о гномийских женщинах, которые мало отличаются от мужчин! Или его же падение с лошади, сопровожденное замечанием: «Ничего-ничего, гномы всегда так спешиваются!»

Еще первый фильм убедительно продемонстрировал то, что лучше всего режиссеру удаются всевозможные уроды и монстры, во втором же — эта способность возведена в ранг настоящего искусства… Роскошен и запредельно ужасен назгул, летящий верхом на драконе. Впечатляют похожие скорее не на волков, а на первобытных пещерных гиен варги, на которых скачут в бешеную» атаку орки. Смешанную гамму чувств — от жалости до брезгливости — вызывает уродец Голлум, полностью сделанный на компьютере. Кроме внешнего уродства, сценаристы наградили его еще и ярко выраженной шизофренией (а иначе почему же он обращается к себе на «вы»): постоянно меняясь в лице, он спорит сам с собой разными голосами! Причем первый из этих споров смонтирован режиссером методом «восьмерки» — так, как обычно в кино монтируют диалоги двух людей. Эта маленькая профессиональная уловка незаметно, но безошибочно цепляет зрителя и заставляет на время подумать, что он видит дискуссию двух разных существ!

Отдельного упоминания достойны энты. Эти нескладные огромные деревья, медленно и важно передвигающиеся на покрытых корою ногах, решительно атакуют башню Изенгарда, где прячется Саруман. Они ломают плотину и заливают низину водой… Но несколько раньше оркам удается поджечь одного из энтов, и вот теперь он совсем по-человечьи первым бросается в бушующую воду, чтобы потушить свою крону. Эта удивительная по своей точности деталь, по всей вероятности, также создана на компьютере!

В целом же фильм демонстрирует удивительно органичный синтез реальных игровых сцен и персонажей с виртуальными компьютерными. Пожалуй, во всем фильме не сыскать эпизода, в котором не были бы задействованы цифровые спецэффекты. Приходится признать, что до Питера Джексона только Джордж Лукас так удачно использовал спецэффект для достижения своей художественной цели — заставлять по-настоящему сопереживать «ненастоящим» персонажам.

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: claudebot
Request Method: GET
Remote Address: 18.207.163.25
Remote Port: 42111
Query String: item=030127b


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )