Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Коган Евгений — Санкт-Петербургские ведомости (Санкт-Петербург), 25.1.2003
Спасибо за статью, Остогер!

Фильм, где куклы так похожи на людей

В четверг вечером на втором этаже кинотеатра «Колизей», где сейчас расположились кафе и бильярдная, под волынку и скрипку группы Real Road девушки в легких разноцветных платьях танцевали эльфийские танцы.

А на первом этаже зрителей встречали хоббиты — почти как настоящие, только ноги не такие волосатые. Состоялась российская премьера фильма «Властелин колец. Две крепости» — второй части экранизации книги Джона Толкиена.

Новозеландскому режиссеру Питеру Джексону пора бы поставить памятник — сейчас кажется, что ему одному под силу было свернуть такую глыбу, как «Властелин колец». Над переносом на экран одной из главных книг XX века трудилась целая армия из тысячи трехсот человек, а сам Джексон, который раньше снимал лишь малобюджетные кровавые ужастики, работал над всеми тремя сериями сразу — таково было условие продюсеров. Пока режиссер укладывается и в сроки, и в бюджет. А после премьеры второй части трилогии можно смело сказать: он блестяще справляется с поставленной задачей, что бы ни кричали фанатичные поклонники книги Толкиена, утверждающие, что «Властелин колец» экранизации не поддается. Оказывается, поддается, да еще как!

Естественно, фильму Джексона можно предъявить бесчисленное количество претензий, как, впрочем, и любой другой экранизации. Дело в том, что кино и литература, как говорится, две большие разницы. И то, что дозволено в книге, не возможно на кинопленке. Тем более когда экранизации подвергается масштабное эпическое полотно. А в том, что «Властелин колец» — эпос о противостоянии добра и зла, никто, кажется, и не сомневается.

У поступков киногероев должно быть разумное объяснение. А герой эпоса словно персонаж компьютерной игры следует по раз и навсегда начертанному плану: идет туда, не знамо куда, ищет то, не знамо что. И не важно, что его поступки не всегда объяснимы с точки зрения реальной человеческой логики, — так предначертано судьбой, и ничего тут не поделаешь. Как объяснить массовому зрителю, почему два десятка отнюдь не второстепенных героев на большом экране в окружении потрясающе красивых новозеландских пейзажей поступают именно так, а не иначе?

Конечно, Джексон позволяет себе некоторые вольности, которые у фанатиков книги не вызовут ничего, кроме раздражения. Но он поступает так лишь для того, чтобы сделать историю чуть более кинематографичной.

А в том, что касается изображения, кинематографичности хватает. Кажется, «Две крепости» на сегодня самое совершенное кинозрелище в техническом плане. Таких спецэффектов мир еще не видел: финальная батальная сцена, длящаяся минут сорок, завораживает, а компьютерный Голлум (существо, когда-то бывшее хоббитом, но порабощенное кольцом всевластия) «играет» едва ли не лучше, чем настоящие актеры. Джексон действительно приготовил шикарное зрелище, в котором драконы летают, гигантские «элефанты» вышагивают посреди многотысячного воинства орков, а маг Гендальф скачет на белоснежном скакуне и размахивает волшебным посохом. Садишься в кресло зрительного зала — и три часа проносятся как десять минут.

В придуманном мире Толкиена, как и положено в эпосе, борьба добра и зла пронизана, пафосом. В фильме Джексона пафоса и высокопарных речей не меньше, но и не больше. И высокопарные речи не раздражают, потому что произносят их не простые смертные, а эльфы и маги. Не раздражает и пафос, потому что куда же без него, если от того, объединятся ли люди и эльфы, зависит исход битвы светлых и темных сил, а судьба мира находится в руках маленького хоббита Фродо. Изредка отходя от оригинального текста, Джексону в его фильме удалось сохранить атмосферу того волшебного мира, в котором существуют идеалы, и за них разные по крови существа готовы сложить свои головы. Новозеландский режиссер снял красивое, светлое и очень зрелищное кино, вернув важнейшему из искусств то, что было присуще ему сто лет назад — ощущение волшебного балагана, в котором хотя бы ненадолго мечтает оказаться каждый.

Третий, заключительный, фильм «Возвращение короля» ожидает нас через год. Путешествие в Мордор продолжается.

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)
Request Method: GET
Remote Address: 3.144.250.169
Remote Port: 14150
Query String: item=030125a


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )