Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Корнеев Роман — Планета Internet, 11.4.2002

Страсти по Толкиену, реальные и виртуальные

Несколько недель назад все киноманы мира словно посходили с ума. Только и разговоров было, что о суперфильме «Властелин колец» (официальный сайт фильма — (www.lordoftherings.net). Человеку нормальному непросто понять «толкиенутых», но ведь всякому любопытно, что там, в Голливуде, наваяли на рекордные 350 лимонов. Ну и, кроме того, книга-то знаменитая, а кино — наиважнейшее из искусств. И повалил народ на «Властелина», как пару лет назад на «Титаник».

Человеку посвященному главный момент во всем этом известен хорошо, так как разговоры, споры и все остальное вокруг произведений английского профессора-лингвиста Дж. Р. Р. Толкиена возникли не сегодня и даже не в этом тысячелетии. Последние же события лишь показали, какой в действительности глубокий пласт общемировой культуры эти произведения затрагивают. Наша страна исключением здесь не оказалась. Начнем хотя бы с общеизвестного факта, что бывший актер кино Рональд Рейган, назвав Советский Союз империей зла, всего лишь воспользовался цитатой из того самого толкиеновского «Властелина колец». И так уж сложилось по иронии судьбы, что именно в тот момент у нас готовилась к публикации вторая и третья части знаменитой тогда уже на весь мир трилогии. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что официального издания книг пришлось ждать после того целое десятилетие. СССР исчез, а Толкиен остался. В самодельных переводах и ксерокопиях он расходился не хуже Солженицына, целое поколение диссидентствовавшей у себя на кухне молодой интеллигенции тихо двигалось умом на полях сражений за Средиземье.

Ничего подобного не было ни до того, ни после. Мир, с любовью придуманный и мастерски нарисованный Профессором (так называют Толкиена фанаты), притягивал к себе романтиков, как магнит притягивает гвозди. Уже тогда в лесопарковой полосе того или иного уголка нашей столицы начали мелькать, а потом и примелькались странноватого вида юноши в не очень чистых одеждах. Они были волосаты, все при деревянных мечах. Их дамы были в полупрозрачных накидках, с распущенными волосами. Молодые называли себя эльфами, гномами и хоббитами, откликаясь при этом на труднопроизносимые многосложные имена. Их новой реальностью стал придуманный за полвека до того мир волшебной сказки. Так эльфийский язык перестал быть мертвым языком, и сказочная фантазия Толкиена на поверку оказалась вовсе не сказочной.

Шли годы, сменилось не одно десятилетие. Первые поколения страстных фанатов Толкиена ушли, пришли другие, и мир Средиземья продолжал жить своей жизнью в реальности. Книги Профессора оделись в глянцевые обложки и разошлись огромными тиражами, появилось множество читателей, не заставших то время, когда «Властелин» был запрещенным произведением. Теперь многие считают «Властелина колец»

Шли годы, сменилось не одно десятилетие. Первые поколения страстных фанатов Толкиена ушли, пришли другие, и мир Средиземья продолжал жить своей жизнью в реальности. Книги Профессора оделись в глянцевые обложки и разошлись огромными тиражами, появилось множество читателей, не заставших то время, когда «Властелин» был запрещенным произведением. Теперь многие считают «Властелина колец» просто еще одной книгой, пусть интересной, пусть даже выдающейся, но не из ряда вон выходящей. Сформировалась даже своеобразная группа молодых читателей, которые больше, чем книги Толкиена, ценят известные ныне романы-фэнтези вполне современных Ника Перумова со товарищи. Именно интерес этих читателей к жанру фэнтези породил внушительный его расцвет в 90-х годах прошлого века, продолжающийся до сих пор. Настоящий же «толкиенутый» и сейчас отличается от любителей современной фантастики крайне осторожным отношением ко всякого рода апокрифам вообще и к произведениям нынешних конкурентов Толкиена в частности. Культ — он и есть культ.

В Интернете, кстати, есть множество сайтов поклонников произведений Толкиена. Чтобы иметь представление, какие они, фанаты Толкиена в Рунете, советую посетить сайты, находящиеся по адресам http://lordofthering.narod.ru и www.tolkien.ru. Здесь можно многое узнать и о самом Профессоре, и о его произведениях, и о фильме Питера Джексона, и получить полезные ссылки, и пообщаться с «толкиенутыми» в чате или на форуме. Желающие могут скачать себе на компьютер тексты всех книг и некоторых писем Толкиена, а также тематические статьи. Кроме того, на www.tolkien.ru есть даже аудиофайлы и видеоролики!

Вернемся к фильму. К моменту выхода джексоновской экранизации романа две группы непримиримых фанатов фэнтези схлестнулись в открытом бою. Адепты фехтовальных изысков на лоне природы жаждали увидеть то, что снилось им в их лучших снах: рубку на мечах, тучу взвивающихся в небеса стрел, храбрость людей, красоту эльфов, силу гномов, свирепость орков. Жаждали увидеть страх на лице хоббита, который карабкается по склону Ородруина, почувствовать безграничную мудрость и доброе могущество всесильного мага Гэндальфа Серого, посмотреть, как выглядят Лориенский лес и Врата Бараддура в новозеландском варианте (фильм снимался на родине режиссера Питера Джексона). Ну, а обычный кинозритель, понятное дело, ожидал просто захватывающего зрелища. Да и как можно не посмотреть фильм, еще до выхода в прокат наделавший столько шуму и стоивший таких денег.

Собственно, столь знаковый фильм просто не мог не вызвать ажиотажа и ожесточенных споров. Полностью толкиенутые граждане желали видеть дотошность в изображении даже самых незначительных деталей, слышать дословно воспроизведенные длиннющие диалоги, то есть ожидали беззаветного следования духу и букве «научного толкиенизма». Люди более умеренные вовсе на этом не настаивали, однако считали необходимым сохранение неповторимой атмосферы живого мира Средиземья. Обычные же пожиратели попкорна, которые и должны были, по логике вещей, оплатить минуты наслаждения первых и вторых из собственного кармана, хотели просто живого, динамичного действа в той мере, в которой его на настоящий момент могут обеспечить голливудские акулы и 350 миллионов долларов бюджета.

Как уложить все это в жалкие три часа экранного времени? К сожалению, такое чудо невозможно даже на фабрике грез. Поэтому режиссеру со сценаристами пришлось идти на компромиссы. Вот и ругаются «толкиноиды» с «нетолкиноидами», читатели с почитателями (первые, кстати, вполне фильмом довольны). Все это, однако, говорит только об одном: фильм может нравиться или не нравиться, но он, что уже известно, вполне коммерчески успешен и доставил немало приятных минут подавляющему большинству киноманов во всем мире.

Тем же, кто фильм еще не видел, пожелаю приятного просмотра, а также посоветую: не поленитесь, прочтите саму книгу. Возможно, это как раз тот случай, когда книга может показаться в сто раз красочнее, добрее и богаче изощренной фантазии голливудских сценаристов и художников.

Ну а спорщики разойдутся снова по своим углам, «ролевики» с весной потянутся в леса и парки — доказывать свое право на существование в нереальной реальности. Многие посмотрят фильм и через несколько дней про Толкиена забудут. Однако почему-то мне кажется, что время от времени возникающие в обществе ожесточенные споры не о политике, а о художественных достоинствах и недостатках произведения искусства (пусть даже «наиважнейшего из искусств») сами по себе важны и очень полезны. Кроме того, не может быть лишним напоминание человеку о чем-то хорошем, добром и светлом. Не Пушкин, так хоть Толкиен: он ведь тоже для кого-то «наше все».

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)
Request Method: GET
Remote Address: 18.116.51.117
Remote Port: 38081
Query String: item=020411


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )