Автор не указан или неизвестен Белорусская Газета, 27.3.2002 Спасибо за статью, Олег! | ||
Хлеб доели пошли на суперзрелище. Минск вслед за всем прогрессивным миром сходит с ума от «Властелина колец»16 и 17 марта столичный общепит переживал бум спроса. Ни в один ресторан средней руки в центре города попасть было невозможно. Но виновата в этом была не хорошая погода (как раз она-то нас обычно выгоняет из кафе на природу и в парки), а урожденный африканец Дж. Р.Р. Толкиен (представьте себе: он родился в Блумфонтейне, Оранжевая Республика, Южная Африка, где работал его отец, Артур Толкиен) и урожденный новозеландец Питер Джексон. Первый придумал хоббитов и написал трилогию, второй взялся это все экранизировать. Казалось бы, причем здесь минский общепит? Понять взаимосвязь можно было из разговоров толпы, лихорадочно метавшейся от одной переполненной харчевни к другой. Эти бешеные люди обменивались примерно такими репликами: «Вась, давай быстрей, надо поесть, а то фильм аж три часа идет!» «Надо было в электричке поесть, Зин!» - «Что ж мы бутербродов не взяли?!» Да-да, чтобы посмотреть «Властелина колец», в столицу специально приехали люди из провинции, у которых надежда увидеть его если и есть, то не так скоро и не в Dolby-качестве. Такое ощущение, что за прошедшую неделю в кинотеатры столицы сходило все прогрессивное население Минского района. Такого наплыва event-guest (людей, приезжающих в город для посещения конкретного культурного события) Минск не знал даже на бесплатном концерте Алсу 8 сентября 2001г., накануне президентских выборов. И ничего удивительного. Среди определенной части молодежи этот фильм еще задолго до минского показа стал культовым. Безупречный promotion компании New Line Cinema каким-то чудом сработал и в не избалованной зрелищами белорусской аудитории, находящейся на периферии глобальных информационных потоков. Вряд ли минчан так поразила широкомасштабная премьера фильма в Америке. Не верится и в то, что столичная публика заочно влюбилась во «Властелина» из-за регулярного посещения его Интернет-сайта, посредством которого пиарщики из New Line подогрели страсти настолько, что начали виртуальную продажу мест в титрах, в разделе special thanks to
(говорят, свою фамилию можно было лицезреть в этом славном списке за каких-то $500). Не виновата и телевизионная реклама, начавшаяся незадолго до премьерного показа в «Москве» и «Октябре». Скорее всего, всеобщая истерия в столице Беларуси началась в ответ на такую же истерию, наблюдавшуюся месяц назад в столице России. Белорусская публика почитывает российские газеты и посматривает российское телевидение куда регулярнее и охотнее белорусских аналогов. А потому если хочешь разрекламировать фильм для Беларуси, напиши про него в России, и все в Минске просто завоют от желания сходить в кино, «как в Москве». На этот раз о «голливудском блокбастере» написала даже респектабельная «Литературная газета», редко снисходящая до культурных событий статусом ниже, чем очередной юбилей А.С.Пушкина. Причем статья была совершенно не ругательная, даже называлась весьма уважительно «Властелин сборов». Как будто «Братство кольца» написал не Толкиен, а какой-нибудь Бальмонт в компании с Мариенгофом. Еще одна, весьма значительная часть граждан, создавших ажиотаж в столичных кинотеатрах в день премьеры, относилась не к жертвам российской рекламы, а к тайному и пугающему обывателя сообществу толкиенистов. В этой среде весть о том, что в Минске в середине марта действительно покажут «Братство кольца» в звуковом формате Dolby, произвела двойственный эффект. Накануне, обсуждая уже много раз смотренную в MPEG4 (современный формат, в котором идут фильмы на компьютере) картину между собой, толкиенисты картинно плевались и перечисляли все случившиеся в экранизации неточности. Например, облик черных всадников назгулов. У Толкиена они были бесплотными духами, у Джексона почему-то получили массивные стальные перчатки, отдающие эстетикой «Терминатора». Куда-то исчезла колоритная Древлепуща с говорящими деревьями (видать, $300 млн. New Line и $12 млн. Miramax на них не хватило). Не экранизирован радовавший толкиенистских фанатов Том Бомбадил. Поводом для скабрезностей стала Галадриэль, символ божественной эльфийской красоты, в книге настолько красивая, что у всех персонажей дух захватывает, в фильме почему-то страшная, как смертный грех, но оч-чень царственная. Несмотря на все эти неточности, вызывавшие осуждение до премьеры, читатели Толкиена ломились в кинозалы почти с таким же остервенением, с которым осуждали увиденное в MPEG4. Не каждый день толкиенисту выпадает счастье услышать, как стрела, пущенная орком в Леголаса, улетает куда-то за твое левое плечо, а панорама верхней чети Шира простирается от края до края экрана, настолько широкого, что голова поворачивается с трудом. И хотя они вжимались в кресла, когда над Хоббитоном, празднующим день рождения Бильбо, пролетал дракон, и инстинктивно уклонялись в сторону, когда Арагорна пытался завалить какой-то залетный орк, выходя из зала и закуривая сигарету, они выражают все то же осуждение. С тем, чтобы через неделю-другую, освежив в памяти события «Властелина колец», снова прощемиться в кинозал. В свободной продаже билеты на «Властелина» появились 18 марта. Правда, попасть можно было только на последние сеансы, начинающиеся в полдевятого и заканчивающиеся в полдвенадцатого (с них традиционно сложнее добраться до дома, что отсекает часть потребителей). В «Москве» 18 марта за полчаса до сеанса можно было купить только места в первом ряду. Для того чтобы понять, что такое смотреть «Властелина колец» в первом ряду, представьте себе созерцание девятиэтажки с расстояния в три метра: шея начинает уставать еще до сцены взятия Мордора армиями людей и эльфов. Корреспонденту «Белорусской газеты» подфартило удалось купить билет в 15-й ряд с рук. Правда, за двойную цену. Вряд ли продавший его человек был спекулянтом, просто атмосфера первых трех дней премьеры была воистину сумасшедшей, так что, даже не имея возможности сходить на фильм, люди предпочитали расставаться с билетами, взимая компенсацию за моральные страдания, сопряженные с этим. Но самой интересной чертой нарисовавшейся вдруг в столице киномании является собственно происходящее в зале. Большинство сидящих там все-таки не толкиенисты и не падкие на зрелища провинциалы, а братки, работающие студенты, наш скрупулезно следующий моде middle class и поворовывающие чиновники. И вот вся эта далекая как от Толкиена, так и от эстетических переживаний публика три часа сидит не шелохнувшись! Возможно ли представить еще что-нибудь, способное так увлечь обывателя?! В происходящем расстраивает только одно: то, что национальная кинопромышленность, несмотря на звучащие то тут, то там громогласные «ура», никак не может родить ничего способного составить конкуренцию если не «Властелину колец», то хотя бы «Гладиатору». Возможно, дело в недостатке средств, отпускаемых на кино. Возможно, в неспособности выбрать беспроигрышную тему. Но ощущение такое, будто наши режиссеры просто снимают фильмы не для той публики. Пока они пытаются увлечь белорусов их древней историей и героическим подвигом народа в ходе Второй мировой войны, белорусам все ближе становятся Шир и Хоббитон. Может, наш кинематограф предназначен для хоббитов?
CGIWrap Error: Execution of this script not permittedExecution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:
|
Цитата наугад | ||
Это и другие наблюдения прессы в «Подшивке Лэймара». |
© Хранители Арды-на-Куличках О Подшивке
Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )