Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Дроздова Марина — Фильм, 1.3.2002
Спасибо за статью, Рика!

«Властелин колец» под прицелом критики

ЗА: Марина Дроздова

Фильм идеально демонстрирует современные возможности создания изображения цифровым способом, в том числе в деле манипуляций с декорациями и натуральными съемками. И любопытно, что в данном случае происходит стилевое совпадение отрешенной наивности повествования и доверчивой коллажности изображения. Впрочем, как и тотальной непосредственности гуманитарного посыла с искренним любопытством к тому, как сказочную реальность можно сделать явью.

Такое же точное попадание  — в фактуру персонажей. Обитатели Средиземья — не то чтобы совсем сказочные герои «фэнтэзи». Упрямой волею Толкиена они воспринимаются как обитатели Древнего мира, хитрым способом «отклонившиеся» от пути цивилизации, в которой мы живем. Неуловимым образом мы чувствуем, что персонажи фильма — действительно представители загадочных и в то же время совершенно настоящих древних рас. Эффект грима исчезает, тает в поведении актеров и их героев. Интересно, что все они — и добрейшие, и озлобленные — аккумулируют в себе эфемерное вещество сказочных архетипов, которое растворено и во всех нас. В результате, когда вы выходите из зала, то почему-то точно чувствуете, кто из окружающих в душе — обходительный хоббит, кто — невесомый эльф, кто — гном. Фраза «не сметь швырять гнома» представляется отныне лозунгом, который лично вас защитит от тягот этого мира.

Кстати, о репликах и словах. Вас покоряет оживший «фонетический» букет имен и вообще текстов. Диалоги, на вид наивные, а на «слуховую ощупь» доверчиво глубокомысленные, звучат трогательными заклинаниями. Энциклопедический словарь сообщает нам, что у Толкиена, филолога и историка языка, была «пессимистическая концепция о необратимом влиянии зла на историческое развитие». И глядя на перипетии отважных чудиков, застревающих в орнаментах интриг, мы чувствуем, как Толкиен из последних сил — и именно поэтому с гиперсказочной гипернаивностью — сам пытается противостоять своей же концепции.

ПРОТИВ: Саша Киселев

Удивительно, как быстро выходят из моды самые модные аксессуары. Толь-ко что акрилово-окрашенная фланель была обязательной окантовкой балов и шоу, а вот прошло три месяца — и она атрибут безвкусицы.

То же самое происходит и с новыми технологиями. Не успели мы выдохнуть после динозавров Спилберга, как цифровая анимация стала более всего напоминать пыльные декорации какой-нибудь затхлой оперы.

Первое, что бросается в глаза, — это «цифра». Причем создается невнятное ощущение, что «цифра» тут — лишь способ, благодаря которому бюджет радует глаз продюсера. Гордый тезис «из всего можно сделать все», предстает в своей минималистской ипостаси: «из всего можно сделать ничего». Нарисованные задники, светящиеся декорации, красивые пейзажи — все это в какой-то момент начинает утомлять. На этом фоне герои выглядят картонными.

То есть для тех, кто читал книги Толкиена, все более или менее ясно: эльфы не любят гномов, и те и другие не жалуют людей, малорослики суть прообраз милых домашних животных. Типа кошек. Странно, когда кошка не просто просит «вискас», но и беспокоится о судьбах мира. Но в фильме этого практически нет. Все повествование построено на крупных планах героев, которые переживают и приходят к решениям. Причем выбраны именно такие раздумья, которые тяготеют к космосу, а вовсе не к маленькой реальности происходящего. Абстракция тут заедает обиход. И круглые двери, и окна жилищ хоббитов — исключение, а не правило. Все остальное довольно плоско, показано в общем виде и не впечатляет.

Точно так же, как сцены драк и боев. Снимать их в «реальном» плане постановщик либо не хотел, либо не умел, на «дорогую» цифру наложен запрет продюсером. Сухой остаток: размазанная невнятица, блеклые тени движений. И это все. Конечно, фильм завораживает. В первую очередь, своей продолжительность (3 часа!) Но точно также и оставляет в недоумении, поскольку заканчивается «на высокой ноте»: ничего не произошло, страшное Кольцо у отважного хоббита, силы зла организованы и готовы к наступлению… Полноте, фильм ли мы смотрели или «пилот» телесериала, который мог бы быть и энергичнее и подробнее?

Как это ни глупо звучит, мы будто смотрим «специальный репортаж» в программе каких-нибудь новостей. Если съемки есть — им путь-дорога. Если нет, обойдемся закадровым текстом или диалогом героев, которые на манер набоковских слуг готовы ввести зрителей в курс дела.

И в финале ясное ощущение: обманули. Обещали пир, а обошлись фуршетом. Обидно, да?

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: claudebot
Request Method: GET
Remote Address: 3.129.247.196
Remote Port: 26509
Query String: item=020301c


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )