Корецкий Василий Еженедельный Журнал, 31.1.2002 Спасибо за статью, Прохожий! | ||
СОКРОВЕННЫЕ ТАЙНЫ ДЛЯ ВСЕХПитер Джексон экранизировал «Властелина колец» как есть, без прикрас Скажем прямо волшебной сказки с феями от Питера Джексона никто не ждал. При известии о том, что новозеландец, известный своими низкобюджетными хоррорами, приступил к съемкам «Властелина колец», киноманы замерли в тревожном ожидании диверсии. Пятая колонна, оборотень в Голливуде, ответ «Гарри Поттеру»! Фанаты ролевых игр и сочувствующие им любители творчества Толкиена, в свою очередь, подозревали, что в фильме будет ернически извращена суть «учения Профессора», опасались увидеть неуважительное обращение с хоббитами или еще что-нибудь в этом роде. Однако ничего подобного не случилось. Джексон ловко перетащил «Хранителей» на экран, немного погрешив против буквы текста, но вполне сохранив его дух. К сожалению, за кадром остались и лингвистические шарады, и литературные особенности эпопеи то есть все то, что придавало эзотерический шарм книгам профессора. Ведь именно намеки на некое «тайное знание», скрытое между строк Толкиена, и служат наживкой, на которую до сих пор клюют и школьницы, и бородатые дядечки. К тому же у Джексона происходит отчуждение зрителя от происходящего вполне, впрочем, естественное для экранизации. Читая «Хранителей», мы путешествуем вместе с героями, узнаем о приближающейся опасности одновременно с ними, а смотря фильм, опережаем их на пару шагов, предвидим угрозу «Сзади, Фродо, они сзади, обернись!!!». Короче говоря, эпос превратился в триллер. Получилось здорово и мрачно. Добрая половина сцен происходит в полутьме. Самое страшное Мордор, назгулы и прочая нечисть снято смутно, потому что и в книгах описано без деталей. Общие очертания, тени, смазанные силуэты, метнувшаяся фигура, фрагменты доспехов вот и все страшилки. Остальное в уме. Зато батальные сцены у Джексона выглядят как «Апокалипсис сегодня». От ударов магического меча воины валятся сотнями, как от взрыва. В воздухе время от времени появляется дымное кольцо, знакомое по урокам гражданской обороны, а поля сражений покрыты какой-то серой то ли плесенью, то ли ледяной коркой. В общем, «ужас и моральный террор», как говорил герой Брандо в фильме Копполы. Но могло быть гораздо хуже. Дело в том, что Питер Джексон скорее известен как автор культовых трэш-фильмов (от английского trash (мусор) дешевое, вульгарное кино) в жанре «гор» и «сплэттер» (это разновидности ужасов: «гор» это когда зрителей пугают видом крови, а «сплэттер» когда героев кромсают на части). Джексон обладает двумя необходимыми для «независимого» кинорежиссера качествами изощренным чувством юмора и поразительным упорством. Над своей дебютной полнометражкой с красноречивым названием «В дурном вкусе» (1987) он упрямо работал в течение четырех лет, снимая ее на свои деньги. Ирония этой ситуации в том, что сразу после выхода картины в европейский прокат Джексон мгновенно превратился из независимого кинолюбителя в ведущего новозеландского режиссера до него новозеландские фильмы вообще в течение десяти лет не продавались в Европе и Америке. Новозеландская государственная комиссия по кино отправила картину прямиком в Канн, и несколько фестивальных сеансов окупили все расходы Джексона «целых» 150 тыс. долларов. Потом фильм пошел в европейский прокат и вскоре сделался культовым. Победа! Снимая «В дурном вкусе», Джексон зарабатывал на хлеб и пленку в веллингтонской The Evening Post, из-за чего пребывал в дурном расположении духа. Настроение режиссера в полной мере передалось и фильму жанр «Дурного вкуса» часто определяют как «трэш» и «тошнилово», хотя формально это пущенный на половинной скорости «сплэттер». Герои фильма (в исполнении сотрудников The Evening Post) спасают Землю от уродливых пришельцев, питающихся мозгами homo sapiens. Орудием возмездия, как водится в «сплэттерах», служит бензопила, но в отличие от «правильного» фильма ужасов резня тут проходит вяло и размеренно, словно персонажи наглотались транквилизаторов. К тому же герои, зажимая раны и разделывая противников, то и дело мрачно и тупо шутят, что смотрится совсем абсурдно. В 1991 году Джексон уже на деньги комиссии по кино, снял бурлескную комедию про зомби. «Живая мертвечина» была динамичнее и, по мнению режиссера, гораздо смешнее «Дурного вкуса» сам он называл «Мертвечину» «Бастером Китоном с кровью». А к середине 90-х Джексон переключился с веселых хорроров на историю родного края. К сожалению, Новая Зеландия небогата выдающимися политиками и непобедимыми полководцами, так что героями фильмов Джексона стали персонажи местной хроники, то есть чудаки и преступники. В 1994-м он снял «Ангельские создания» триллер по мотивам громкого убийства, действительно происшедшего в середине века в какой-то глухой деревушке, а в 1996-м вместе с приятелем по имени Коста Боатс -псевдодокументальную ленту «Забытое серебро» о пионере новозеландского кинематографа Колине Маккензи. В фильме сообщались сенсационные факты, в свете которых Маккензи оказывался просто-таки Жюль Верном, Никола Тесла и Жоржем Мельесом в одном лице. Авторы фильма приписывали герою изобретение звукового и цветного кино (в 1908 и 1911 годах соответственно). Утверждалось, что Маккензи снял в своем фильме аэроплан за год до первого полета братьев Райт и прочее. Все это оказалось вымыслом кинорежиссер Колин Маккензи личность не более реальная, чем Фродо или Гэндальф. Однако доверчивые новозеландцы поверили розыгрышу, и на несколько недель Маккензи стал национальным героем. Страна буквально лопалась от гордости за своего великого соотечественника. (Сегодня с таким же энтузиастом жители острова восхваляют хоббитов. Правительство объявило Новую Зеландию официальным Средиземьем, а на рекламную кампанию для мирового признания страны родиной Фродо и Бильбо решено потратить 1,9 млн. долларов.) Конечно, стодевятимиллионный бюджет «Властелина колец» должен был стать залогом того, что на экране не появится какое-нибудь совсем запредельное надувательство или беспощадный «трэш», но все же не верилось, что Джексон снимет подобие «Звездных войн» или «Сонной лощины». К тому же история показала, что «сказочку» из Толкиена лучше не делать экранизация 1978 года провалилась в прокате именно из-за чрезмерной сладости. Не помогли ни анимация, ни забавный плакат, нарисованный Биллом Драммондом, в будущем участником оккультной поп-группы The KLF. И действительно, несмотря на отсутствие в фильме скрытого смысла, Джексон сделал бескомпромиссное кино. Это по-прежнему сказка, но на экране мир Толкиена выглядит тем, чем он, возможно, и является, чрезвычайно детализированной и убедительной галлюцинацией.
CGIWrap Error: Execution of this script not permittedExecution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:
|
Цитата наугад | ||
Это и другие наблюдения прессы в «Подшивке Лэймара». |
© Хранители Арды-на-Куличках О Подшивке
Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )