Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Корецкий Василий — Еженедельный Журнал, 31.1.2002
Спасибо за статью, Прохожий!

СОКРОВЕННЫЕ ТАЙНЫ ДЛЯ ВСЕХ

Питер Джексон экранизировал «Властелина колец» как есть, без прикрас

Хоббиты выглядят как бойскауты (Фото: Warner. Bros./Каро-Премьер)

Скажем прямо — волшебной сказки с феями от Питера Джексона никто не ждал. При известии о том, что новозеландец, известный своими низкобюджетными хоррорами, приступил к съемкам «Властелина колец», киноманы замерли в тревожном ожидании диверсии. Пятая колонна, оборотень в Голливуде, ответ «Гарри Поттеру»! Фанаты ролевых игр и сочувствующие им любители творчества Толкиена, в свою очередь, подозревали, что в фильме будет ернически извращена суть «учения Профессора», опасались увидеть неуважительное обращение с хоббитами или еще что-нибудь в этом роде. Однако ничего подобного не случилось. Джексон ловко перетащил «Хранителей» на экран, немного погрешив против буквы текста, но вполне сохранив его дух. К сожалению, за кадром остались и лингвистические шарады, и литературные особенности эпопеи — то есть все то, что придавало эзотерический шарм книгам профессора. Ведь именно намеки на некое «тайное знание», скрытое между строк Толкиена, и служат наживкой, на которую до сих пор клюют и школьницы, и бородатые дядечки.

К тому же у Джексона происходит отчуждение зрителя от происходящего — вполне, впрочем, естественное для экранизации. Читая «Хранителей», мы путешествуем вместе с героями, узнаем о приближающейся опасности одновременно с ними, а смотря фильм, опережаем их на пару шагов, предвидим угрозу — «Сзади, Фродо, они сзади, обернись!!!». Короче говоря, эпос превратился в триллер. Получилось здорово и мрачно. Добрая половина сцен происходит в полутьме. Самое страшное — Мордор, назгулы и прочая нечисть — снято смутно, потому что и в книгах описано без деталей. Общие очертания, тени, смазанные силуэты, метнувшаяся фигура, фрагменты доспехов — вот и все страшилки. Остальное — в уме. Зато батальные сцены у Джексона выглядят как «Апокалипсис сегодня». От ударов магического меча воины валятся сотнями, как от взрыва. В воздухе время от времени появляется дымное кольцо, знакомое по урокам гражданской обороны, а поля сражений покрыты какой-то серой то ли плесенью, то ли ледяной коркой. В общем, «ужас и моральный террор», как говорил герой Брандо в фильме Копполы.

Но могло быть гораздо хуже. Дело в том, что Питер Джексон скорее известен как автор культовых трэш-фильмов (от английского trash (мусор) — дешевое, вульгарное кино) в жанре «гор» и «сплэттер» (это разновидности ужасов: «гор» — это когда зрителей пугают видом крови, а «сплэттер» — когда героев кромсают на части).

Питер Джексон объявил съемочной группе «Властелина колец», что появится в брюках только на церемонии вручения «Оскара». Так и проходил все время в шортах (Фото: Warner. Bros./Каро-Премьер)

Джексон обладает двумя необходимыми для «независимого» кинорежиссера качествами — изощренным чувством юмора и поразительным упорством. Над своей дебютной полнометражкой с красноречивым названием «В дурном вкусе» (1987) он упрямо работал в течение четырех лет, снимая ее на свои деньги. Ирония этой ситуации в том, что сразу после выхода картины в европейский прокат Джексон мгновенно превратился из независимого кинолюбителя в ведущего новозеландского режиссера — до него новозеландские фильмы вообще в течение десяти лет не продавались в Европе и Америке.

Новозеландская государственная комиссия по кино отправила картину прямиком в Канн, и несколько фестивальных сеансов окупили все расходы Джексона — «целых» 150 тыс. долларов. Потом фильм пошел в европейский прокат и вскоре сделался культовым. Победа!

Снимая «В дурном вкусе», Джексон зарабатывал на хлеб и пленку в веллингтонской The Evening Post, из-за чего пребывал в дурном расположении духа. Настроение режиссера в полной мере передалось и фильму — жанр «Дурного вкуса» часто определяют как «трэш» и «тошнилово», хотя формально это пущенный на половинной скорости «сплэттер». Герои фильма (в исполнении сотрудников The Evening Post) спасают Землю от уродливых пришельцев, питающихся мозгами homo sapiens. Орудием возмездия, как водится в «сплэттерах», служит бензопила, но в отличие от «правильного» фильма ужасов резня тут проходит вяло и размеренно, словно персонажи наглотались транквилизаторов. К тому же герои, зажимая раны и разделывая противников, то и дело мрачно и тупо шутят, что смотрится совсем абсурдно.

В 1991 году Джексон уже на деньги комиссии по кино, снял бурлескную комедию про зомби. «Живая мертвечина» была динамичнее и, по мнению режиссера, гораздо смешнее «Дурного вкуса» — сам он называл «Мертвечину» «Бастером Китоном с кровью». А к середине 90-х Джексон переключился с веселых хорроров на историю родного края. К сожалению, Новая Зеландия небогата выдающимися политиками и непобедимыми полководцами, так что героями фильмов Джексона стали персонажи местной хроники, то есть чудаки и преступники. В 1994-м он снял «Ангельские создания» — триллер по мотивам громкого убийства, действительно происшедшего в середине века в какой-то глухой деревушке, а в 1996-м вместе с приятелем по имени Коста Боатс -псевдодокументальную ленту «Забытое серебро» о пионере новозеландского кинематографа Колине Маккензи.

Фото: Warner. Bros./Каро-Премьер

В фильме сообщались сенсационные факты, в свете которых Маккензи оказывался просто-таки Жюль Верном, Никола Тесла и Жоржем Мельесом в одном лице. Авторы фильма приписывали герою изобретение звукового и цветного кино (в 1908 и 1911 годах соответственно). Утверждалось, что Маккензи снял в своем фильме аэроплан за год до первого полета братьев Райт и прочее. Все это оказалось вымыслом — кинорежиссер Колин Маккензи личность не более реальная, чем Фродо или Гэндальф.

Однако доверчивые новозеландцы поверили розыгрышу, и на несколько недель Маккензи стал национальным героем. Страна буквально лопалась от гордости за своего великого соотечественника. (Сегодня с таким же энтузиастом жители острова восхваляют хоббитов. Правительство объявило Новую Зеландию официальным Средиземьем, а на рекламную кампанию для мирового признания страны родиной Фродо и Бильбо решено потратить 1,9 млн. долларов.)

Батальные сцены в фильме выглядят как «Апокалипсис сегодня» (Фото: Warner. Bros./Каро-Премьер)

Конечно, стодевятимиллионный бюджет «Властелина колец» должен был стать залогом того, что на экране не появится какое-нибудь совсем запредельное надувательство или беспощадный «трэш», но все же не верилось, что Джексон снимет подобие «Звездных войн» или «Сонной лощины». К тому же история показала, что «сказочку» из Толкиена лучше не делать — экранизация 1978 года провалилась в прокате именно из-за чрезмерной сладости. Не помогли ни анимация, ни забавный плакат, нарисованный Биллом Драммондом, в будущем — участником оккультной поп-группы The KLF.

И действительно, несмотря на отсутствие в фильме скрытого смысла, Джексон сделал бескомпромиссное кино. Это по-прежнему сказка, но на экране мир Толкиена выглядит тем, чем он, возможно, и является, — чрезвычайно детализированной и убедительной галлюцинацией.

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)
Request Method: GET
Remote Address: 18.119.133.228
Remote Port: 41636
Query String: item=020131a


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )