Шумяцкая Ольга Время МН, 26.1.2002 Спасибо за статью, Барлог! | ||
ХОББИТЫ ПОБЕЖДАЮТЛюди, львы, орлы и куропатки. Рогатые олени. Гуси. Пауки. А также хоббиты, маги, эльфы, гномы и орки. Все жизни, свершив печальный круг, угасли. В минувший четверг журналистам наконец-то показали первую часть кинотрилогии Питера Джексона «Властелин колец» «Братство кольца» о давно угасшей жизни невиданных существ. За две недели до российской премьеры. Через месяц после мировой. Спустя 65 лет после выхода в свет книги Толкиена. Почти мировой рекорд. Мир сошел с ума по хоббитам. Когда-то люди разделились на тех, кто прочитал «Книгу столетия» и на тех, кто только собирался. Теперь на тех, кто посмотрел эпос года, и тех, кто еще толпится у кинотеатров. Владельцы мультиплексов вынуждены вводить дополнительные ночные сеансы, потому что боятся, что ошалевшие зрители снесут двери. Новая Зеландия, где Питер Джексон в течение 8 лет одновременно снимал все три части «Властелина», почти официально объявила себя Средиземьем, выбрала соответствующего президента, назначила премьер-министра и обнародовала бюджет. Потомки Толкиена окончательно рассорились на почве согласия и несогласия с экранной версией романа. За первые 10 дней проката «Братство» собрало свыше 100 млн долл. Надо думать, соберет еще несколько раз по столько же. Это с одной стороны. С другой наступающий на пятки «Гарри Поттер», уже собравший в прокате на 50 млн больше, и полный пролет по всем номинациям «Золотого глобуса». Если учесть, что «Глобус» генеральная репетиция «Оскара», то картина получается печальная. Будем считать, что «Глобус» до «Властелина» пока не дорос по причине отсутствия двух номинаций, будто специально для «Властелина» предназначенных: «Лучшие спецэффекты» и «Лучшая адаптация литературного произведения». Можно предположить, что именно их получит «Властелин» на «Оскаре». Была бы номинация за «Лучший кастинг», я бы и ее дала. Тот, кто отбирал актеров на главные роли, сработал безупречно. Такого точного попадания в образы книжных персонажей давно не было на экране. Излагать сюжет «Братства кольца» дело зряшное. Поклонники Толкиена знают его наизусть. Тот, кто еще не брал книгу в руки, увидит все на экране. К тому же все сказки в мире на одно лицо. Кто бы их ни населял, где бы ни разворачивался театр военных действий, все они об одном и том же. О том, как темные силы пытаются захватить власть над миром, а светлые пытаются им помешать. В сущности, любая сказка исследование феномена власти с ярко выраженной философией выбора и поступка. «Властелин колец» не исключение. Книжная хоббиниана вобрала в себя мотивы всех мыслимых сказок, легенд, мифов, сказаний, саг, эпосов и преданий, известных Толкиену. От «Одиссеи» до «Трех богатырей». Экранная хоббиниана почти дословно эти мотивы повторила. «Властелин колец» свод всего, что мы хотели знать о сказке, но боялись себе представить. Зло, которое в «Гарри Поттере» застенчиво зовут «Ты-Знаешь-Кто», в «Братстве» называют в полный голос. Это зло власть. Кольцо символ власти. Власть символ разрушения. Все герои «Братства» пройдут через искушение властью, прежде чем маленький хоббит Фродо достигнет Роковой горы, чтобы уничтожить кольцо раздора. Фродо хранитель кольца, которое когда-то выковал Черный Властелин Саурон. Он мог бы хранить кольцо вечно, однако черные силы зашевелились и ищут кольцо, чтобы завладеть миром. Уничтожить его можно только в их же логове. Одиссея Фродо и его друзей, испытания, которые им доведется пройти, вот, собственно, и все. Остальное дело техники. Считается, что «Властелин» не экранизировался почти 70 лет просто потому, что не мог быть экранизирован. Технологии не позволяли. Сейчас позволяют. Техника здесь на грани фантастики. Надоело уже говорить о том, что развлекательное кино все больше поглощается компьютерными технологиями и превращается в комикс. «Властелин колец» живой пример того, как компьютер уживается с кино и никто друг другу не мешает. «Властелин» невероятно технологичен и невероятно кинематографичен. Отделить операторскую работу от спецэффектов, кадры, снятые во время пролета камеры на высоте птичьего полета, от тех, что были обработаны компьютером, решительно невозможно. Здесь водопад превращается в водяных коней. Люди летают на птицах и оборачиваются странными светящимися существами. А в дьявольских котлах, в кипящей грязи варятся отвратительные големы орки. В сущности, «Властелин колец» грандиозный аттракцион, визуальный Диснейленд. Более утомительного, громкого, мельтешащего, избыточного зрелища лично я не видела давно. Здесь каждый бой длится целую жизнь, а от музыки повышается кровяное давление. Отсидеть три часа в зрительном зале все равно что бревна потаскать. Это не упрек. Это констатация факта. Потому что «Властелин» кино невероятно мощное, такое мощное, что выплескивается с экрана в зал. Мне, человеку, для которого бумажный мир Толкиена отнюдь не земля обетованная, а скорее terra incognita, чужая и в общем-то не слишком интересная, самым поразительным показался эффект моего личного присутствия в экранном пространстве. Средиземье рукотворная страна. Страна, где все от ложки до гигантской крепости придумано и создано человеческим воображением. Страна, где каждый предмет обихода оцифрован и меняет очертания в зависимости от желания человека, водящего мышкой по коврику. Мир, который примеряешь на себя, как одежку. Эльдорадо Хоббитона утопия, воспоминания о старой доброй Англии всегда впору. От адских котлов и пустынь Мордора хочется избавиться как от натерших ногу туфель. Абсолютно физические ощущения, вызванные всего лишь игрой света и тени. «Властелин» кино очень расчетливое. Иначе и быть не может. Такую махину без точных математических выкладок не поднять. Такой успех без точно запрограммированных зрительских эмоций не вытянуть. Фэнтези, ще рассчитан каждый последующий шаг. Фантазия, заключенная в цифру. Вымысел, над которым не только слезами обольешься. И руки будут дрожать, и сердце замирать, а вздохнув, иной раз позабудешь выдохнуть. Крылатыми фразочками из «Властелина» вроде «Главное не бросайте гномов!» будут изъясняться и стар и млад. Постулаты из разряда «Если не можешь возвратить жизнь, не спеши осуждать на смерть» войдут в сборники афоризмов. То, что раньше было собственностью толкинистов, теперь стало добычей всех. Одна из библий XX века наконец-то обрела свой иконостас.
CGIWrap Error: Execution of this script not permittedExecution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:
|
Цитата наугад | ||
Это и другие наблюдения прессы в «Подшивке Лэймара». |
© Хранители Арды-на-Куличках О Подшивке
Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )