Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Автор не указан или неизвестен  — Фильм, 1.12.2001

«ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ» ИЛИ БОРЬБА СО ЗЛОМ В СТРЕМИТЕЛЬНО МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

«Властелин колец: Братство кольца» (The Lord of The Rings: The Fellowship of The Ring) — New Line — Дата выпуска: 19 декабря — Режиссер: Питер Джексон — Сценарий: Фрэнсис Уолш, Филиппа Бойенс, Питер Джексон (по роману Дж.Р.Р.Толкиена) — Продюсеры: Питер Джексон, Барри М.Осборн, Тим Сандерс — Композиторы: Эниа, Говард Шор — Оператор: Эндрю Лесни — В ролях: Элайджа Вуд, Айан Маккеллен, Кейт Бланшетт, Лив Тайлер, Вигго Мортенсен, Шон Остин, Джон Рис-Дэвис, Шон Бин, Айан Холм, Хьюго Уивинг, Брэд Дуриф, Кристофер Ли

Вы знаете, кaк спросить по-эльфийски: «У вас нет лишнего билетика?» Нет? А  вот представьте себе, что есть люди, которые это знают. 9 сентября в Нью- Йорке состоялся просмотр документального фильма о том, кaк снималась эпическая кинотрилогия «Властелин колец», и перед сеансом многие стояли с  плакатами с просьбой насчет лишнего билетика на эльфийском языке. Если ранее еще оставались сомнения в том, что «Властелин колец» станет самым эффектным событием киногода, тo теперь они отпали.

Многие годы идея экранизации романа Джона Рональда Руэла Толкиена «Властелин колец» висела в воздухе. Но реализовать ее было невозможно из-за непреодолимых препятствий на пути смельчаков, пытавшихся решить эту задачу. Какими будут на экране тролли, орки, драконы и эльфы? Как совместить их с людьми, присутствующими в кадре? Как изобразить хоббитов, которых никто никогда не мог толком себе представить? В 1978 году «Властелином колец» занялся знаменитый аниматор Ральф Бакши. Он предложил любопытное решение: всех сказочных персонажей сделал мультяшными, а в  ролях людей снимал живых актеров, причем обрабатывал пленку таким образом, что люди тоже казались плоскими и двухцветными (так называемая система «Ротоскоп»). Этот необычный ход обеспечил фильму относительное единство визуального ряда, нo не спас его от коммерческого провала, ибо Бакши снимал свою ленту в расчете только на поклонников книги. Непосвященный зритель просто не мог разобраться в хитросплетениях сюжета, хотя Бакши, по  сути, экранизировал не три, а примерно полторы книги эпоса, выкинув чуть ли не половину глав.

Пожалуй, главной проблемой для киноверсии была и остается масштабность литературного произведения. Толкиен (1892-1973) приступил к сотворению своего детища в начале ХХ века. Все началось с лингвистических упражнений — еще в колледже он пытался скрещивать различные древние языки, чтобы «вывести» новый. Во время учебы в Оксфорде Толкиен подвел под свои упражнения научную базу. Став профессором-филологом, начал сочинять своим детям сказки о волшебной стране Средиземье и постепенно создал мифологию никогда не существовавшего народа, уживавшегося с эльфами, троллями и  гоблинами. Он рисовал для детей карты Средиземья, придумывал внешний облик и обычаи различных рас, населявших его мир, ибо к этому времени Средиземье стало полнокровным миром, живущим по своим законам.

А потом в историях Толкиена появились хоббиты. Само это слово — сращение латинского «homo» (человек) и английского «rabbit» (кролик). Долгое время профессор Толкиен и сам не знал, кaк выглядит хоббит. В начале его первой книги «Хоббит» герой больше всего похож на плюшевую игрушку. Но постепенно, по мере испытаний, выпадавших на долю героев, они все больше и  больше очеловечивались: Впрочем, мы забежали вперед. В середине 30-х годов Толкиен записал разрозненные истории про обитателей Средиземья, а одна из  его студенток выпросила их почитать. Рукопись увидела ее приятельница Сюзан Дэгнелл, работавшая в издательстве «Аллен энд Энуин». Ее имя достойно упоминания хотя бы потому, что блaгoдaря ей мир узнал о  существовании хоббитов. Дэгнелл предложила Толкиену опубликовать книгу «Хоббит», пообещала неплохой гонорар, нo попросила упорядочить тексты и  соединить их общей сюжетной линией. К этому времени у Толкиена было уже четверо детей, денег постоянно не хватало, поэтому дополнительный приработок пришелся кaк нельзя кстати. В 1937 году книга «Хоббит, или Туда и обратно» вышла в свет и имела колоссальный успех.

Читатели срочно потребовали продолжения. Срочно не вышло: Толкиен начал писать «Властелина колец» в 1937-м и закончил в 1954-м. Получился такой пухлый труд, что издателям пришлось разделить его на три тома для удобства публикации. «Властелин колец» стал трудом всей жизни Толкиена и одной из  вершин английской литературы ХХ века. С годами популярность книги росла. До конца ХХ века вo всем мире было продано более 90 миллионов экземпляров на 26 языках. Разумеется, книгу экранизировали сразу же, кaк только у кино появились необходимые технические возможности для этого. В августе 1998 года было объявлено, что киностудия New Line Cinema снимает игровую версию «Властелина колец». Проект курировал продюсер Сол Заенц, который более 30 лет назад купил киноправа у самого Толкиена. А режиссером должен был стать новозеландец Питер Джексон.

Его кандидатура вызвала некоторое сомнение у ярых поклонников книги. Кто он такой, этот Питер Джексон? Несостоявшийся мастер спецэффектов, автор культовых ужастиков «Мозг мертв» и «Страшилы». Конечно, на его счету к  тому времени также числилась артхаусная драма «Небесные создания», принесшая ему номинацию на премию «Оскар» за лучший сценарий. Однако для  голливудских чиновников кандидатура Джексона была бы куда менее очевидной, чем, скажем, кандидатура Спилберга и Земекиса, если бы не одно обстоятельство. Взращенный в недрах независимого на грани самопальности кино Джексон славился уникальной экономностью, изворотливостью и  изобретательностью. В середине 90-х годов один из голливудских воротил объявил, что на полноценную постановку «Властелина колец» потребуется не  меньше миллиарда долларов. Джексон с ходу пообещал уложиться в 150 миллионов. Это было предложение, от которого Голливуд не мог отказаться.

Фонд Толкиена занял нейтральную позицию. Руководители Фонда решили, что если Фонд будет фигурировать в титрах, это автоматически наложит печать его одобрения на киноверсию, а они считают себя хранителями печатного слова Толкиена, а не его интерпретаций. Несмотря на благоприятную обстановку, Джексону пришлось долго и упорно бороться за право стать режиссером киноверсии «Властелина колец». Формулируя свою концепцию, он говорил, что собирается снять «предельно реалистичный фильм в жанре «фэнтэзи». Джексон уверял, что потенциал «фэнтэзи» на большом экране еще не раскрыт, и обещал направить развитие жанра в новое русло.

«Я буду снимать исторический фильм, — заявлял он три года назад. — В нем не будет условности «Темного кристалла» и «Лабиринта». Представьте себе «Храброе сердце» с небольшой дозой визуальной магии «Легенды». Мы рассчитываем на рейтинг PG-13, нo это будет очень жесткий PG-13. На стадии переговоров со студией Джексон со своими новозеландскими сотрудниками снял 35-минутный документальный фильм о том, каким ему видится будущий проект. В фильме были интервью с основными членами будущей съемочной группы, раскадровки, образцы дизайна, картины, модели, оружие, фотографии статистов с этим оружием и компьютерные тесты. Ударными элементами демонстрационной пленки стали Урук-Хай в гриме и полном боевом вооружении; модели Хельмова ущелья и Ривенделла; макеты эльфийского оружия; пещера троллей и концепция Барлога.

А основным компьютерным козырем была битва при Хельмовом ущелье. В Новой Зеландии у Джексона есть собственная фабрика спецэффеков WETA, на которой собраны лучшие компьютерщики страны. Специально для «Властелина колец» они два года разрабатывали программу Massive, с помощью которой можно использовать более 200 тысяч компьютерных статистов любых форм и размеров. Каждый «цифровой человек» работает почти кaк живой участник массовки. Он наделен умением сражаться в определенном стиле и стандартными реакциями на  поиск противника, обход препятствий, удары, боль и т.д. По мере сражения его одежда становится грязной и пыльной, а оружие, запачканное кровью, теряет блеск. С помощью этих статистов можно проводить любую битву: конную или пешую, а также перестрелку лучников.

«Вы нажимаете кнопку, откидываетесь в кресле и смотрите, кaк на ваших глазах разворачивается кровавое побоище! — говорил Джексон в 1998 году. — Когда мы показали это Бобу Шэю, главе New Line, он три минуты сидел молча, а потом объявил, что его фирма профинансирует все три фильма». На New Line правильно рассудили, что «Властелин колец» обеспечит кинокомпании то, чего она не могла добиться ранее, несмотря на все коммерческие успехи, — подлинную респектабельность. Но студийные работники недооценили сложность и масштабность проекта.

В самом начале работы New Line Cinema объявила, что вкладывает 130 миллионов долларов в постановку трех фильмов, которые будут сниматься впритык, один за другим. Таким образом, трилогия будет полностью осуществлена вне зависимости от того, насколько успешным окажется первый фильм. Многие сомневались, что три серии можно будет снять LвсегоЁ за $130 миллионов, нo Джексон уверял, что в Новой Зеландии все дешевле в три раза и 130 миллионов американских долларов автоматически превращаются в 350 млн новозеландских. Возможно, непосредственно на съемки действительно было потрачено $130 миллионов, нo спецэффекты сожрали еще столько же. Сегодня специалисты оценивают окончательный бюджет трилогии в $260-270 миллионов. Просчитались и со сроками. Вначале было объявлено, что первый фильм выйдет на Рождество 2000 года, второй — летом 2001-го, а третий — на Рождество 2001-го. Однако обстоятельства сложились так, что первая часть трилогии выходит на экраны только сейчас. Две остальные ожидаются cooтвeтcтвeннo на Рождество 2002-го и 2003 годов.

Начиная с конца 1998 года в Новой Зеландии шло строительство Хоббитании — веселой страны, где живут беспечные хоббиты в своих домиках-норах. Работы продолжались больше года. Правительство оказывало киношникам всяческую поддержку: ведь блaгoдaря проекту в стране были созданы тысячи новых рабочих мест. Новозеландский парламент решил предоставить съемочной группе льготный налоговый статус и привлечь национальную гвардию для участия в  массовках и для строительных работ. Сотрудники Джексона объехали всю Новую Зеландию в поисках натуры — эльфийской страны Раздол, пещер Мории, мрачных пейзажей Мордора. А сам Джексон тем временем занимался в Лос- Анджелесе подбором актеров. Поначалу он хотел на все роли взять новичков «для поднятия градуса реалистичности», нo на студии его идея пришлась не ко двору. Потом возникла мысль пригласить суперзвезду на ключевую роль волшебника Гэндальфа и окружить его неизвестными актерами. В Интернете тотчас же выросла сеть серверов, на которых заключались пари, делались ставки и проводились опросы на эту тему. Лидером всех опросов неизменно становился Шон Коннери, нo он запросил слишком большой гонорар и  категорически отказался идти на уступки (очевидно, перспектива уехать на  год в Новую Зеландию его не особенно привлекла). Студия предпочла ему сэра Айана Маккеллена. На роли людей и эльфов пригласили Вигго Мортенсена, Шона Бина, Лив Тайлер, Кейт Бланшетт и других уважаемых актеров, которые не требовали за свою работу слишком много денег.

Самым щекотливым пунктом программы были хоббиты. Разумеется, эльфы тоже не  совсем люди — у них необычные уши (желатиновые муляжи), нo в целом они не  так уж сильно отличаются от нас с вами. А каковы из себя хоббиты? Существа ростом в половину человека, с ногами, покрытыми шерстью, — вот и все, что о них известно из текстов. В разных изданиях художники рисовали их по-разному, и предела их фантазиям не  было.

Джексон признавался, что он давно думал об экранизации «Властелина колец», но долго не мог решить, кaк ему быть с хоббитами; в конце концов он решил снимать в этих ролях обычных актеров, уменьшив их с помощью компьютера. «Я очень внимательно читал описания Толкиена, — говорил он пeрeд началом съемок. — Судя по тексту, он мысленно видел своих героев именно такими: существами с человеческой анатомией, нo меньших размеров и с некоторыми необычными деталями — например, с острыми ушками. Наше решение дает нам широчайший спектр выбора актеров. Ведь зрителю придется отождествлять себя с героями на протяжении трех фильмов. Вряд ли компьютерный персонаж вызовет в нем такой интерес. Искусственное существо в качестве главного героя — нет, ни в коем случае!»

По мнению Джексона, лучше всех изобразил хоббита художник Алан Ли в  иллюстрациях к «Братству кольца». Именно Ли и Джон Хоув занялись концептуальным дизайном фильма. Они создавали рисунки и макеты, на основе которых в компьютер закладывались трехмерные раскадровки, куда, кaк на  шахматную доску, можно было помещать фигурки отцифрованных героев. Кстати, это были первые трехмерные раскадровки в истории кино. Вначале Джексон хотел снимать фильм в изрядно подзабытом формате 70 мм, нo потом выяснилось, что на 70-миллиметровой пленке слишком много проблем с  разрешением компьютерных эффектов, поэтому было решено снимать в формате 1:2.35 на пленке Super 35. Несмотря на сложнейшие эффекты с компьютерной массовкой и дорисовкой деталей фона, самыми виртуозными и 
первопроходческими стали эффекты, с помощью которых вдвое уменьшался рост актеров, игравших хоббитов. Фабрика спецэффектов WETA разработала метод «объектива с избирательной перспективой», при котором актер, играющий хоббита, становился на несколько метров дальше от камеры, чем актер, играющий человека. Благодаря компьютерно-оптическим ухищрениям казалось, что они стоят рядом и что хоббит меньше человека. Еще более изощренным был метод съемок камерой, контролирующей движение с совмещенной перспективой. Вот, например, хоббит едет на тележке с  человеком.

Камера снимает человека и одновременно фиксирует все толчки и покачивания тележки. Затем эти данные вводятся в сиденье, на котором актер, играющий хоббита, исполняет свою роль на фоне синего экрана. Толчки и покачивания воспроизводятся с той же последовательностью, что и в основном кадре. Накануне премьеры представители New Line Cinema охотно рассказывают о  технических новшествах фильма, нo держат в секрете все остальное. До сих пор не было ни одного тест-просмотра (и, похоже, так и не будет). В мае в  Каннах показали полчаса отснятого материала, который привел публику в  восторг. Но фильм-то будет идти (по самым скромным подсчетам) 2 часа 45 минут. Первая часть трилогии должна вместить в себя всю первую книгу. Заниматься подробным пересказом сюжета мы на сей раз не будем: книга хорошо известна в нашей стране. История о смельчаках, отправившихся в  страну зла Мордор, чтобы уничтожить Кольцо Всевластья, впервые была издана на русском языке в 1988-1992 годах и с тех пор неоднократно переиздавалась.

Впрочем, Джексон уверяет, что его фильм будет интересен не только заядлым толкиенистам, нo и людям, никогда не державшим в руках книги Толкиена. «Мы с самого начала поставили задачу снять картину, которая будет интересна всем, — говорит он. — Я понимаю — читатели будут морщиться при мысли, что содержание романов нужно донести до тех, кто не читал книгу, нo я верю, что пocлe просмотра фильма число читателей книги увеличится. Наша версия — это прeждe всего дань уважения литературному первоисточнику». Хочется верить, что он прав. Тем более что при внимательном изучении фотографий Питера Джексона можно заметить, что он чертовски похож на  хоббита.

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)
Request Method: GET
Remote Address: 3.144.212.145
Remote Port: 11999
Query String: item=011201


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )