ХИ-94. Из "Талисмана" ЗАМЕТКИ КАПИТАНА, НЕ ПОЕХАВШЕГО НА ИГРУ, или О лягушке, с удовольствием сварившейся на медленном огне Кэтрин Кинн Я не первый год езжу на игры. Последние два года я - капитан команды, которую по праву считают самой дивной в Москве (не путать Дивных и "дивнючих"!) Клянусь - я никому не говорила весь год, кем мы будем, но все в Москве (и не только) были уверены, что мы делаем Лориэн. А что же еще делать нам, столь дивным! Разумеется, я беру себе титул Владычицы Линдоринанда: Владычица Лориэна - это Галадриэль в Третью Эпоху, а у нас пока Вторая, и правит в еще не златолиственных лесах Нимродэль (то есть я), жрица Реки. И надо же - в последний момент, буквально за два дня до Игры, выясняется, что поехать я не могу! Что ж делать! Владычицей Линдоринанда становится Митреллас, а я сижу дома и жду конца игры и вестей. И дождалась! Спасибо вам, дорогие мастера! Спасибо за прекрасную Игру! Припомните, Конин и Колобаев, а также прочие ответственные лица, что вы обещали до игры. Припомнили? А теперь скажите мне честно, глядя в глаза - исполнили вы обещания? Только честно, честно, громко, вслух, при всех! И скажите это не только мне. Скажите это остальным капитанам. Скажите хотя бы им, если уж вы почитаете ниже своего достоинства общаться с рядовыми игроками. Я не стану напоминать о том, что кто-то обещал построить крепости ("стены до 6-ти метров" - это из правил). Я даже не буду ничего говорить по поводу вашего заявления год назад, будто бы всю игру вы будете строить исключительно по Толкиену, и все должно быть подтверждено из текстов. Я знаю, что тексты у вас были: в Иванове - переводы Д.Бромберг, в Харькове - Алины Немировой. Да и я сама писала вам и предлагала услуги москвичей по информационному обеспечению игры. Вы даже не соизволили ответить! Более того - вы не пожелали установить двустороннюю связь с командами. Зачем было требовать от капитанов всяческих разработок по экзотическому оружию, магии, особым способностям, если вы не собирались ничего этого давать? Или все-таки давали - по принципу: для милого дружка и сережку из ушка? Можете мне поверить - мы уделили большое внимание разработке культуры и имиджа, попытались увязать все это с экономикой. Благо почти все в нашей команде читают по-английски и не поленились углубиться в изучение толкиеновских малоизвестных разработок. У нас были обряды, легенды, религия (если можно говорить о религии в применении к эльфам). Фактически мы придумали две культуры и собирались отыграть этнические различия. Разумеется, мы позаботились о том, чтобы наши разработки давали нам возможность устанавливать связи и вести игровые интриги с другими командами. НО... Ничего - вы понимаете - ничего нам не разрешили! Более того, одну из заклинательных песен отдали Ребристой Хавани - зачем? Ведь там никто не мог даже спеть ее! Музыка Сэнты-Эльвэт, знаете ли, - это не для каждого так называемого "менестреля". А экономика! Тут я лучше промолчу - сама ратовала за моделирование экономики. Но ведь во всем надо знать меру, а идея, доведенная до абсолюта, превращается в собственную противоположность. И все было сделано так, чтобы не дать рядовым игрокам сильно превзойти мастерством или магией ролевиков. И где это видано - на эльфийское поселение, в котором два десятка эльфов, только один лекарь, и тот - первого уровня! Вы, вообще-то, Толкиена читали?.. А что сотворили с географией! В Лориэне не оказалось не только священной Нимродэли, не только Келебранта, но даже Андуин пересох! Воистину, старожилы не припомнят... Да и сам Лориэн - тайное, скрытое поселение недоверчивых лесных эльфов - оказался поставлен на дороге. А ведь мы просили, и нам обещали! Да и с точки зрения туриста лагерь нам велели разбить в самом идиотском месте, хотя в полусотне метров было совершенно замечательное местечко. В результате наш имидж посыпался, как листья с березки осенью. Ладно, эльфы смирились. Игра все ж таки. Но хотелось бы мне узнать, где те самые подробные вводные для команд и ролевиков, которые обещали раздать перед самой игрой? То, что диктовалось капитанам до игры, вводными назвать трудно. Ну, указано в лориэнской табличке, что хорошие у нас отношения с беорнингами, Морией и Южной Гаванью. Очень хорошо. А на чем они основаны? Вы, господа, читали когда-нибудь по истории средних веков что-нибудь более серьезное, чем учебник для шестого класса? Ах, читали? Значит, должны представлять, насколько велика в политике подобного общества роль личных и родственных связей, клятв и договоров. Но ничего этого никогда не учитывают. А теперь попытались не дать возможности командам самим установить предписанные исходными условиями отношения. Скажу честно - Лориэн нарушил это предписание. И благодаря этому что-то у нас получилось. Опять же, вопреки мастерам. И библиотеку нам зарубили на корню. Но в Лориэне эльфы были не совсем тупые - они и сами собрали библиотеку уже по ходу игры. Теперь я скажу об организационной стороне дела. Оргвзнос был $10. НА ЧТО ПОШЛИ ЭТИ ДЕНЬГИ, ПОЗВОЛЬТЕ ПОЛЮБОПЫТСТВОВАТЬ? На проволоку под током? Вы что, так боялись игроков? А я-то, наивная, считала, что среди вас есть мужчины. А где медицинская служба игры и психологический отстойник? Это первая игра, на которой неигровых травм было больше, чем игровых. Семь порубившихся и три десятка прочих более-менее серьезных травм - это мне Док сказал. Причем топоры почему-то вырывались из рук не у чайников, не у зеленых чечако, а у турья записного. Почему Док, Алексей Шаронов и еще пара смыслящего в медицине народу была к концу игры едва ли не в панике? Кто мне ответит? (Замечу в скобках, что я прекрасно знаю, что почем в наши времена, сколько стоит прокат турснаряжения и банка тушенки. Не первую игру, кажется, занимаюсь командными финансами. И кстати, никто не может сказать, что я когда-либо поехала на игру или кон на халявку. То же могут сказать все в нашей команде.) А региональные мастера и мастера-посредники? На них свалили все, и они, бедные, вкалывали, попутно неся ответственность за все ваши навороты. Вот, скажем, региональный мастер Лориэна Гаер. Помимо этого, она была главным мастером по зверям и начальником над лекарями. Неудивительно, что в Лориэне она бывала не слишком часто и сил на лориэнские проблемы у нее просто не оставалось. А мастер Страны Мертвых, которого отстранили от должности за то, что он сбавлял срок отсидки тем, кого отпели, кто погиб славной смертью и т.д. - словом, действовал так, как и положено Мандосу? Это нечестно - дать людям только обязанности и не дать им никаких полномочий. Пример? В Лориэне сделали святилище у источника. Гаер его приняла и выписала сертификат. Уж не знаю, чем священный источник, основа наших обрядов и центральный объект поклонения, не понравился главным мастерам, но только они этот сертификат отменили. Вот тогда-то у нас и пересох Андуин. Разумеется, на все наши культурные разработки и обряды, и даже на экономическую вводную было наплевать! Это ли не свинство? Словом, это была рекордная игра. Первая игра, от которой мало у кого остались хорошие, сильные переживания. Первая игра, после которой большинство игроков в ответ на просьбу рассказать об игре машет рукой, а кое-кто с трудом удерживается от ругани. Первая игра, на которой было запрещено общение. Первая игра, на которой было крепостное право - одиночка был обречен на "голодную смерть" и мастерские санкции. Первая игра без водяного перемирия (и опять-таки - Лориэн свято соблюдал это перемирие, поскольку лагеря были расположены по-идиотски, и бедным гундабадцам, например, подходы к воде преграждали Лориэн, Эдэллондэ, Ангреност. А о нашей приверженности этому перемирию мы объявляли задолго до игры). Первая игра, на которой едва ли не целенаправленно резали лекарей и менестрелей. Первая игра, на которой было введено так называемое "игровое изнасилование" (по моему мнению - предел неуважения к женщинам. Лично я при попытке применить сие нововведение ко мне ударила бы этого идиота вполне серьезно. Почему идиота? - да потому, что нормальным людям в игре хватает других средств испособов действия. А хамства и унижений нам вполне хватает в повседневной жизни). Первая игра, резко отделяющая ролевиков, "голубую кровь и белую кость" от рядовых, от простонародья. Я поздравляю вас, господа. Добро пожаловать на "Похороны Толкиена". А теперь - небольшой исторический экскурс. Красноярск-90. Берег Маны, 135 человек. Первые Хоббитские Игры. Главный мастер - М.Гончарук из Красноярска. Простенькие костюмы - у кого были, безыскусное оружие, от силы пяток кольчуг. И - Великий Гондор, первый дивный Лориэн, потрясающие назгулы, мудрый Гэндальф, самые что ни на есть гномы, орки и урукхаи - вот уж у кого поучиться играть! И хоть и не книжное, но закономерное развитие событий, очень толкиеновское по духу. Москва-91. Яхрома, более 200 человек. Вторые Хоббитские игры. Мастера - Б.Батыршин, Д.Нежданов, БРИЗ, "Город Мастеров". Могучие стены Раздола, великая Яхромская стройка. Блистательная Серебристая Гавань, прекрасные Лориэн и Лихолесье, драматическая история Отряда Хранителей, наводящий ужас Ангмарец, воинские подвиги и масса впечатлений. Увы - по сюжету победа Черных. И провальная экономика, и неудачный подбор ролевиков - отряд Хранителей, например, наполовину состоял из людей, о Толкиене только слышавших. Уфа-92. Инзер, более 450 человек. Мастера - А.Алликас, Д.Хусаинова & Со. Великолепие парадных прикидов, блистание мечей, сияние кольчуг. Полная воля игрокам. Четкое материально-техническое обеспечение. Неурядицы с правилами, которые меняются уже в ходе игры. Отсутствие вводных. Но - могущественная империя гномов, бурные интриги Оссирианда, чудесные хоббиты, обряды кошачьего храма, грозные волколаки, дивный Лориэн - отряд Галадриэли, бешеные феанорки. Приключения на большой дороге. И - масса нервных срывов, пьянка, травмы. Екатеринбург-93. Более 250 игроков. Отсутствие оргвзноса, хорошее материальное обеспечение. Конфликт в мастерской группе и полная ее замена за месяц до игры (М.Черниховский, красноярцы и новосибирцы). Не вполне понятные правила. Непонятный принцип подбора ролевиков. Масса игровых анекдотов. Постоянная волнообразная война. Огромные армии, шатающиеся туда-сюда. Совершенно непонятная заморочка с "истинными обрядами", сломавшая многие культурные разработки. Но - менестрельник, странствующие певцы и рыцари (я лично неоднократно слыхала саги о подвигах Руста, Нали и еще пары им подобных). Самара-93. Пойма Волги, порядка 200 игроков. Мастера - В.Хабаров & Co. Оргвзнос - 4000 р. Хорошее информационное обеспечение, твердые правила, все - в письменном виде и большом количестве экземпляров. Отсутствие половины заявленных команд. Четкая работа мастеров-посредников. Неудачно спланированная информационная игра. Отсутствие экономики. Неигровые напряги - транспорт, деньги, пяток "дивнючих" и С.Яковлев, сующий свой нос везде, куда не просят (на второй день его вывели из игры, слава богу!). Но - замечательные хоббиты, дивные эльфы, "невыносимый" и до отказа политизированный Эсгарот. Вполне толкиеновское решение линии Кольца. Словом, что-то от Толкиена там было. Но вот Арагорн был, прямо скажем, никакой. Как, впрочем, и Саурон - тупой до невозможности. И вот теперь... Ю. Колобаев, М.Конин, С.Запорожский и кто там еще? Компьютерная игра с живыми людьми. И тем не менее - потрясающий Маглор, чудесные беорнинги, вполне дивные эльфы Эдэллондэ, Зеленолесья, Лориэна и отряда Келебримбора, белые и пушистые гоблины (представляете - Дарк был гоблином!), железный Амон Ланк и совершенно замечательная Великая Степь. Но сколько же можно! Надоело! Надоело делать игру вопреки мастерам. Надоело видеть абсолютно равнодушных людей в ролях чтимых и мудрых персонажей. Надоело метаться, предпринимая безуспешные попытки "сделать игру" своей команде или пробивая ролевую нишу для талантливого игрока. Сколько можно топтаться на могиле Толкиена? Я даже не надеюсь, что у вас хватит духу просить прощения у людей, которых вы так обманули, которым вы изгадили праздник. Воистину Морготово деяние! (Тут можно добавить, что я, конечно же, понимаю, что игра - дело тонкое, что организация ее - дело нервное и трудоемкое, мастера - бедные и несчастные, и все на них катят бочку, но ведь вы же знали, за что беретесь! Как говорят у нас в компании, "инициатива наказуема"...) Вот написала я это и поняла, что это уж слишком резко. Честно говоря, я не хочу ни с кем сводить счеты. Нельзя сказать, что я плохо отношусь к мастерам этой злосчастной игры. Теперь мне их жалко. С другой стороны, у меня несть повод для злорадства - сами отказались от помощи, которую им предлагали многие, в том числе и наша команда. И многие упреки в их адрес - правда, правда, и ничего, кроме правды. Как же быть? И я прошу вас, мастера и игроки, не обижаться. Кто не рискует (репутацией, деньгами, временем etc.), тот только и не ошибается. А без разбора ошибок нельзя ничего исправить. Но что же делать? А не кажется ли вам, что мы находимся в положении той бедной лягушки, которая не додумалась выпрыгнуть из кастрюли, потому что водичка нагревалась медленно, и лягушка так и не заметила, как сварилась? Я ведь не зря пустилась в исторические экскурсы. Хоббитские Игрища чахнут, и не из-за происков каких-то там сил. Вовсе нет. Они просто больны прогрессирующим дилетантизмом. Те, кто занимается ролевыми играми профессионально - московское Товарищество БРИЗ (Система), уфимская "Белая Дорога", красноярцы с их Интенсивными Школами, даже московский "Город Мастеров", - не интересуются ХИ и не возьмутся их делать. Мы обречены на личную инициативу и поиск собственного образа игры (по аналогии с образом жизни). И если мы похороним под ворохом обид и недоверия (всех ко всем - мастеров к игрокам, игроков к мастерам, ветеранов к новичкам etc.) все то хорошее, что было, все традиции игрового толкиенизма - что же у нас останется? Господа! Друзья! Товарищи! Свободные народы Средиземья! Если вы не хотите похоронить прекрасную и благородную идею Хоббитских Игрищ, не молчите! Не надейтесь на доброго дядю! Это бесполезно! Запомните: Игра - это со-творчество, сотрудничество мастеров и игроков. Эльфы назвали бы это Кармэ - Искусство, то самое Искусство, которое позволяло увидеть то, о чем пел менестрель. Sapienti sat.
Хранитель: [an error occurred while processing this directive] |