|
РЕКОМЕНДАЦИЯ В 1915 году к директору одного из подмосковных театров явилась молодая девица весьма неординарной наружности с рекомендательным письмом. Письмо было подписано близким приятелем директора, московским антрепренером Соколовским. «Дорогой Ванюша, — писал он, — посылаю тебе эту дамочку, чтобы только отвязаться от нее. Ты уж; сам как-нибудь деликатно, намеком, в скобках, объясни ей, что делать ей на сцене нечего, что никаких перспектив у нее нет. Мне самому, право же, сделать это неудобно по ряду причин, так что ты, дружок, как-нибудь отговори ее от актерской карьеры — так будет лучше и для нее, и для театра. Это совершенная бездарь, все роли она играет абсолютно одинаково, фамилия ее Раневская...» К счастью, директор театра не послушался совета Соколовского. ПРОСТАТИТ Кто-то из актёров звонит Фаине РАНЕВСКОЙ, справится о здоровье. ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ В переполненном автобусе, развозившем артистов,
после спектакля, раздался неприличный звук. Раневская наклонилась к уху соседа
и шепотом, но так чтобы все слышали, выдала: ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ {купить VHS} Однажды Раневскую спросили, была ли она когда-нибудь влюблена, и актриса рассказала забавную и грустную историю. Лет в девятнадцать, поступив в труппу какого-то провинциального театра, она влюбилась в первого героя-любовника. Конечно же, он был настоящим красавцем, как и положено актеру, играющему такие роли. «Я же была настоящей уродиной, даже в молодые годы,— призналась Фаина Георгиевна. — Ходила за ним как тень, пялилась, словом, влюбилась как кошка... Он как бы и не замечал ничего, но вот как-то раз неожиданно подходит ко мне и говорит: — Дорогая, вы ведь неподалеку комнатку снимаете? Верно? — Верно... — Ждите меня сегодня вечером, • часиков около семи, я к вам загляну... Я, конечно, немедленно отпросилась домой, накупила вина и еды, принарядилась, напудрилась, сижу и жду... Час жду, другой... Наконец, часов около десяти, является пьяный, растрепанный, в обнимку с какой-то крашеной стервой. — Дорогая, — говорит, — погуляйте где-нибудь часок... Вот это была моя первая и последняя любовь». СЛОЖНАЯ СИТУАЦИЯ Оставшись в послереволюционной России, Раневская очень бедствовала и в какой-то трудный момент обратилась за помощью к одному из приятелей своего отца. Тот ей сказал: «Сударыня, поймите меня правильно: дать дочери Фельдмана мало я не могу. А много — у меня уже нет...» МНИМЫЙ СЛЕПОЙ Раневская и
Марецкая идут по Тверской. Раневская говорит: ЗИМОНЕНАВИСТНИЦА Раневская не любила зиму. Она говорила: — Я ненавижу зиму, как Гитлера! СКОЛЬКО ВАМ ЛЕТ?.. В театре им. Моссовета с огромным успехом шел спектакль «Дальше — тишина». Главную роль играла уже пожилая Раневская. Как-то после спектакля к ней подошел зритель и спросил: — Простите за нескромный вопрос, а сколько вам лет? — В субботу будет 115, — тут же ответила актриса. Поклонник обмер от восторга и сказал: — В такие годы и так играть! КРАТКАЯ РЕЦЕНЗИЯ Раневская познакомилась и подружилась с теткой режиссера Львовича, которая жила в Риге, но довольно часто приезжала в Москву. Тетку эту тоже звали Фаина, что невероятно умиляло Раневскую, которая считала свое имя достаточно редким. «Мы с вами две Феньки, — любила при встрече повторять Раневская. — Это два чрезвычайно редких и экзотических имени». Однажды сразу после выхода фильма «Осторожно, бабушка!» Фаина Раневская позвонила в Ригу своей тезке и спросила, видела ли та фильм? — Еще не видела, но сегодня же пойду и посмотрю! — Так-так, — сказала Раневская. — Я, собственно, зачем звоню... Звоню, чтобы предупредить — ни в коем случае не ходите, не тратьте деньги на билет, фильм — редкое г..! ЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ
Идущую по улице Раневскую толкнул какой-то человек, да еще и обругал
грязными словами. Фаина Георгиевна сказала ему: ПО МЯГКОСТИ ХАРАКТЕРА Как-то Раневская позвонила Михаилу Новожихину, ректору Театрального училища им. М. С. Щепкина: — Михаил Михайлович, дорогой мой, у меня к вам великая просьба. К вам в училище поступает один абитуриент, страшно талантливый. Фамилия его Малахов. Вы уж проследите лично, он настоящий самородок, не проглядите, пожалуйста... Разумеется, Новожихин отнесся к такой высокой рекомендации со всем вниманием и лично присутствовал на экзамене. Малахов не произвел на него никакого впечатления, и даже, напротив, показался абсолютно бездарным. После долгих колебаний он решил-таки позвонить Раневской и как-нибудь вежливо и тактично отказать ей в просьбе. Едва только начал он свои объяснения, как Фаина Георгиевна закричала в трубку: — Ну как? Г..? Гоните его в шею, Михаил Михайлович! Я так и чувствовала, честное слово... Но вот ведь характер какой, меня просят посодействовать и дать рекомендацию, а я отказать никому не могу. ЧАЙКА Как-то на южном море Раневская указала рукой на летящую чайку и сказала: — МХАТ полетел. ВОТ ТАК! Еще одно высказывание актрисы: — Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность! ГЕРОЙ ТРУДА ОПАЗДЫВАЕТ Раневская долгие годы работала в театре им. Моссовета. Однако отношения с главным режиссером у нее не сложились, и Завадскому частенько доставалось от ее острого языка. Как-то Завадский, который только что к своему юбилею получил звание Героя Социалистического Труда, опаздывал на репетицию. Ждали долго. Наконец, не выдержав, Раневская спросила с раздражением: — Ну, где же наша Гертруда? ПИАНИНО Раневская со всеми своими домашними и огромным багажом
приезжает на вокзал. ПУТЬ К УСПЕХУ Как-то Раневскую спросили, почему у Марецкой все звания и награды, а у нее намного меньше? На что Раневская ответила: — Дорогие мои! Чтобы получить все это, мне нужно сыграть как минимум Чапаева! ЛИХАЧ Фаина Георгиевна вернулась домой бледная как
смерть, и рассказала, что ехала от театра на такси. НЕДОУМЕНИЕ — Неужели я уже такая старая, — сокрушалась как-то Раневская. — Ведь я еще помню порядочных людей! КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА — Шатров — это Крупская сегодня, — так определила Раневская творчество известного драматурга, автора многочисленных пьес о Ленине. МАШИНУ ДЛЯ МАЛЬЧИКА! Находясь уже в возрасте преклонном, Раневская тем не менее умела заставить людей подчиняться и выполнять ее требования. Однажды перед Московской олимпиадой Раневская набрала номер директора театра и официальным тоном сообщила, что ей срочно нужна машина. Директор попробовал отказать, сославшись на то, что машина занята, но Раневская сурово перебила: — Вы что же, не понимаете? Я должна объехать Москву и показать мальчику олимпийские объекты. Он хочет убедиться, что все в порядке... Директор вынужден был отправить машину Раневской, хоть и не знал, какой такой еще мальчик желает проверить готовность объектов. А Мальчик — была кличка любимой собачки Фаины Георгиевны. ДЛЯ БЕДНЫХ Однажды Раневская отправилась в магазин за папиросами, но попала туда в тот момент, когда магазин закрывался на обед. Уборщица, увидев стоящую у дверей Раневскую, бросила метелку и швабру и побежала отпирать дверь. — А я вас, конечно же, узнала! — обрадованно говорила уборщица, впуская Раневскую. — Как же можно не впустить вас в магазин, мы ведь вас все очень любим. Поглядишь этак на вас, на ваши роли, и собственные неприятности забываются. Конечно, для богатых людей можно найти и более шикарных артисток, а вот для бедного класса вы как раз то, что надо! Такая оценка ее творчества очень понравилась Раневской, и она часто вспоминала эту уборщицу и ее бесхитростные комплименты. АПОФЕОЗ Во время гастрольной поездки в Одессу Раневская пользовалась огромной популярностью и любовью зрителей. Местные газеты выразились таким образом: «Одесса делает Раневской апофеоз!» Однажды актриса прогуливалась по городу, а за ней долго следовала толстая гражданка, то обгоняя, то заходя сбоку, то отставая, пока наконец не решилась заговорить. — Я не понимаю, не могу понять, вы — это она? —. Да, да, да, — басом ответила Раневская. — Я — это она! АНШЛАГ Говорят,
что этот спектакль не имеет успеха у зрителей? ВЫ НЕ СНИМАЛИСЬ В КИНО? На улице в Одессе к Раневской обратилась прохожая: — Простите, мне кажется, я вас где-то видела... Вы в кино не снимались? — Нет, — отрезала Раневская, которой надоели уже эти бесконечные приставания. — Я всего лишь зубной врач. — Простите, — оживилась ее случайная собеседница. — Вы зубной врач? А как ваше имя? — Черт подери! — разозлилась Раневская, теперь уже обидевшись на то, что ее не узнали. — Да мое имя знает вся страна! УЛИЧНОЕ ЗНАКОМСТВО За Раневской по одесской улице бежит поклонник, настигает и радостно кричит, протягивая руку: — Здравствуйте! Позвольте представиться, я — Зяма Иосифович Бройтман... — А я — нет! — отвечает Раневская и продолжает прогулку. НАЕЛАСЬ Однажды Юрий Завадский, худрук Театра им. Моссовета, где работала Фаина Георгиевна Раневская (и с которым у нее были далеко не безоблачные отношения), крикнул в запале актрисе: «Фаина Георгиевна, вы своей игрой сожрали весь мой режиссерский замысел!» «То-то у меня ощущение, что я наелась дерьма!» — парировала «великая старуха». ФЕНОМЕН Как-то Фаина Раневская записала для радио длинное и подробное интервью о своей жизни, о работе в театре, о ролях в кино. Интервью это одобрили, и оно должно было пойти в эфир, но накануне передачи к ней приехала корреспондентка и попросила переписать одно место, где Раневская якобы неправильно произносит слово «феномен». — Я справилась в. словаре, современного русского языка, — сказала корреспондентка. — Так вот, по-современному произносить это слово нужно с ударением на «о» — феномен! А вы произнесли «феномен». Раневская поначалу заспорила, но потом согласилась и отправилась на студию переписывать этот кусок интервью. Однако, по всей видимости, по дороге одумалась, так что когда села к микрофону, то резко и твердо сказала: — Феномен, феномен и еще раз феномен! А кто произносит феномен, пусть поцелует меня в задницу! СКРОМНОСТЬ Однажды Раневская после спектакля
сидела в своей гримерке совершенно голая и курила сигару. В этот момент дверь
распахнулась и на пороге застыл один из изумленных работников театра. Актриса
не смутилась и произнесла своим знаменитым баском: «Дорогой мой, вас не
шокирует, что я курю?» ЗАКОН АРХИМЕДА Раневская, как и очень многие женщины, абсолютно не разбиралась в физике, и однажды вдруг заинтересовалась, почему железные корабли не тонут. — Как же это так? — допытывалась она у одной своей знакомой, инженера по профессии. — Железо ведь тяжелее воды, отчего же тогда корабли из железа не тонут? — Тут все очень просто, — ответила та. — Вы ведь учили физику в школе? — Не помню. — Ну, хорошо, был в древности такой ученый по имени Архимед. Он открыл закон, по которому на тело, погруженное в воду, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной воды... — Не понимаю, — развела руками Фаина Георгиевна. — Ну вот, к примеру, вы садитесь в наполненную до краев ванну, что происходит? Вода вытесняется и льется на пол... Отчего она льется? — Оттого, что у меня большая ж...! — догадалась Раневская, начиная постигать закон Архимеда. КАК СКАЗАЛИ… Медсестра, лечившая Раневскую рассказала, как однажды Фаина Георгиевна принесла на анализ мочу в термосе. Сестра удивилась, почему именно в термосе, надо было в баночке. Hа что великая актриса возмущенно пробасила: Ох, ни хрена себе! А кто вчера сказал: неси прямо с утра, теплую?! ВЫХОД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ Как-то Раневской позвонила словоохотливая приятельница и долго-долго мучила ее болтовней. Когда у Фаины Георгиевны лопнуло терпение, она извиняющимся тоном сказала: — Простите, дорогая, я говорю с вами из автомата, здесь ждут... НЕМНОГО ФИЗИОЛОГИИ Киногруппа, в составе которой находилась Фаина Раневская, с утра выехала за город на натурные съемки. Предстояла большая работа, нужно было. много успеть за день. У Раневской же, как на зло, случилось расстройство желудка. По приезде на площадку она сразу направилась к выстроенному на краю поля дощатому сооружению. Аппаратура давно установлена, группа готова к съемкам, а артистки нет и нет. Режиссер нервничает, глядит на часы, оператор сучит ногами. Актриса не появляется. Орут, думая, что с ней что-то случилось. Она отзывается, кричит, что с ней все в порядке. Наконец после долгого ожидания дверь открывается и Раневская, подходя к группе, говорит: — Братцы вы мои! Знали бы вы, сколько в человеке дерьма! ДЕВИЧЬЯ ЧЕСТЬ Однажды в театре Фаина Георгиевна ехала в лифте с артистом Геннадием Бортниковым, а лифт застрял... Ждать пришлось долго — только минут через сорок их освободили. Молодому Бортникову Раневская сказала, выходя: — Ну вот, Геночка, теперь вы обязаны на мне жениться! Иначе вы меня скомпрометируете! КАЛАМБУРЧИК Однажды Раневская поскользнулась на улице и упала. Навстречу ей шел какой-то незнакомый мужчина. — Поднимите меня! — попросила Раневская. — Народные артистки на дороге не валяются... НЕЖЕЛАННЫЙ ПОКЛОННИК Председатель Комитета по телевидению и радиовещанию С. Г. Лапин, известный своими запретительскими привычками, был большим почитателем Раневской. Актриса, не любившая идеологических начальников, довольно холодно выслушивала его восторженные отзывы о своем творчестве. Однажды Лапин зашел в гримуборную Раневской после спектакля и принялся восхищаться игрой актрисы. Целуя на прощание ей руку, он спросил: — В чем я могу вас еще увидеть, Фаина Георгиевна? — В гробу, — ответила Раневская. ИМПОТЕНТКА На вопрос одного из актеров, справлявшихся по телефону у Раневской о ее здоровье, она отвечает: — Дорогой мой, такой кошмар! Голова болит,, зубы ни к черту, сердце жмет, кашляю ужасно, печень, почки, желудок — все ноет! Суставы ломит, еле хожу... Слава Богу, что я не мужчина, а то была бы еще импотенция! МОИ ПОХОРОННЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ Раневская наконец получила новую квартиру. Друзья перевезли ее нехитрое имущество, помогли расставить все по местам, а когда собрались уходить, Фаина Георгиевна вдруг заволновалась: — Боже мой, а где мои похоронные принадлежности?! Куда вы девали мои похоронные принадлежности? Не уходите, я же сама ни за что не найду, я же старая, могут понадобиться в любую минуту! Стали искать эти «похоронные принадлежности», не совсем понимая, что Раневская имеет в виду. И вдруг Фаина Георгиевна радостно закричала: — Да вот же они, слава Богу, нашла! И торжественно продемонстрировала всем коробочку со своими орденами и медалями. КОЕ-ЧТО О МУЖЧИНАХ Молодая актриса как-то спросила у Раневской: — Фаина Георгиевна, как вы думаете, почему у мужчин красивая женщина пользуется большим успехом, чем умная? — Деточка, это же так просто! Слепых мужчин на свете не слишком много, а глупых — хоть пруд пруди... ВАВОЧКА И ФУФОЧКА Фаина Раневская и Варвара Сошальская были заняты в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше». Раневской уже было за восемьдесят, а Сошальгкой к восьмидесяти. Однажды на репетиции Сошальская плохо себя чувствовала: в ночь перед репетицией не спала, подскочило давление... В общем, все ужасно. Раневская пошла в буфет, чтобы купить ей шоколадку или что-нибудь сладкое, дабы поднять подруге настроение. В буфете продавались здоровенные парниковые огурцы, в ту пору впервые среди зимы появившиеся в Москве. Фаина Георгиевна немедленно купила огурец невообразимых размеров, положила в карман передника — она играла служанку — и отправилась на сцену. В тот момент, когда нужно было подать что-то барыне Сошальской, — Раневская вытащила из кармана огурец: — Вавочка, посмотри, какой огурчик я тебе принесла... — Спасибо тебе, Фуфочка! — обрадовалась Сошальская. Уходя со сцены, Раневская очень хитро подмигнула и уточнила: — Вавочка, я дарю тебе этот огурчик. Хочешь — ешь его, хочешь — живи с ним... Пришлось режиссеру объявить перерыв, поскольку после этой фразы присутствующие просто полегли от хохота и репетировать уже никто не мог... КТО КАК ЖИВЕТ — Моя собака живет лучше меня! — пошутила однажды Раневская. — Я наняла для нее домработницу. Так вот и получается, что она живет, как Сара Бернар, а я — как сенбернар... САМОЕ УЖАСНОЕ Старшее поколение всегда ругает молодежь: она, мол, совершенно испортилась, стала легкомысленной, не уважает старших, без царя в голове, только о забавах и думает... Услышав такой стариковский разговор, Раневская сказала со вздохом: — Самое ужасное в молодежи то, что мы сами уже не принадлежим к ней и не можем делать все эти глупости... К ВОПРОСУ О МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЕ В 60-е годы в Москве установили памятник Карлу Марксу. — Фаина Георгиевна, вы видели памятник Марксу? — спросил кто-то у Раневской. — Вы имеете в виду этот холодильник с бородой, что поставили напротив Большого театра? — уточнила Раневская. ЧТО-ТО Я НЕ ПОНЯЛА... — Меня никто не целовал, кроме жениха! — с гордостью сказала Раневской одна молодая актриса. — Милочка, я не поняла, — отозвалась Фаина Георгиевна, — это вы хвастаете или жалуетесь? ЧТО ВАЖНЕЕ? Раневская, всю жизнь прожившая одна, говаривала: — Семья — это очень серьезно, семья человеку заменяет всё. Поэтому, прежде чем завести семью, необходимо как следует подумать, что для вас важнее: всё или семья. КУДА ДЕВАЛИСЬ ДОМРАБОТНИЦЫ? Раневская как-то сказала с грустью: — Ну надо же! Я дожила до такого ужасного времени, когда исчезли домработницы. И знаете почему? Все домработницы ушли в актрисы.
|
[Советский Экран] [Актерские байки] [Как они умерли] [Автограф] [Актерские трагедии] [Актеры и криминал] [Творческие портреты] [Фильмы] [Юмор] [Лауреаты премии "Ника"] [Листая старые страницы] |